Древнекитайская философия презентация. Философия древнего китая. Учение о «Ли»

Китайская философия сформировалась
на рубеже VIII-V вв. до н.э..
Наиболее известные философские
учения – конфуцианство, даосизм,
легизм, моизм.
В основе китайской философии и
мифологии центральное место занимают
понятия: Ци, Инь/Ян, Тай-Цзы, Дао.

Энергия Ци

Ци – энергия, циркулирует повсюду (в
природе, человеческом организме).
Она имеет как материальную
(физическую), так и духовную природу
(энергия мысли).
Ци лежит в основе мира. Это
универсальная субстанция Вселенной,
составляющая исходный Хаос
(Великий Предел).
Именно из Ци выделяются две
противоположные силы – Инь и Ян.

Тай-Цзы (Великий предел)

Тай-Цзы – единство энергий Инь и Ян,
первоначало мира.
Ян – мужское, активное начало;
Инь – женское, пассивное начало.
Великий предел, наряду с
И-Цзин (Книгой Перемен) - замечательный
пример древнекитайской диалектики:

Пять первоэлементов (звезда У-Син)

Взаимодействие энергий Инь и Ян порождает
пять первоэлементов (первоначал):
(Дерево, Огонь, Воду, Металл, Землю).
Пять первоэлементов дают начало всему
многообразию этого мира.
Пяти первоэлементам присущи два основных
циклических взаимодействия:
взаимопорождение и взаимопреодоление:

Звезда У-Син:

Помимо философии, У-Син широко
используется в традиционной
китайской медицине, гадательной
практике, боевых искусствах,
нумерологии, геомантике (ФенШуй), китайской астрологии.

Древнекитайская медицина:

Человек подобен Вселенной в
миниатюре (Микрокосмос).
Для нормального функционирования
организма необходима правильная
циркуляция жизненной энергии Ци по
специальным каналам - меридианам,
равновесие энергий Инь и Ян.
Работа всех органов тесно
взаимосвязана (объясняется
посредством модели звезды У-Син).

Конфуцианство

Конфуцианство (Жу Цзяо) – этикофилософское учение, основателем
которого считается Конфуций.

Конфуций

Конфуций (551-479 гг.до н.э.)

Конфуций (Кун-Цзы),
основатель конфуцианства.
Своей главной задачей
считал выявление
принципов гармонии в
обществе, государстве и
семье.
Автор произведения «ЛуньЮй» - «Беседы и
суждения».

Основные идеи конфуцианства:

Вся земля, весь мир устроены
наподобие Неба.
Т.к на Небе царствует абсолютная
гармония, иерархия, то и на земле всё
должно быть устроено подобным
образом. Мы видим эту иерархию,
изучая устройство природы, общества,
однако на земле она несовершенна.
Чтобы достигнуть гармонии в обществе,
мы должны знать законы подчинения
одних частей- другим.

Учение о «Ли»:

«Ли» - правила поведения, нормы
социального поведения человека и
общества в целом.
Каждый должен точно знать и
неукоснительно выполнять свои
социальные обязанности, следовать
установленной иерархии.
«Государь должен быть государем,
подданный – подданным, отец – отцом,
сын - сыном» (Конфуций).

Каждое «имя» (социальная роль,
статус) – должно определять характер
поведения этого человека (Отец, Сын,
Государь…).
Идеал совершенного человека в
конфуцианстве – «Благородный муж»
(Цзюнь-Цзы) – им может стать любой
человек, строго следующий нормам
конфуцианской морали. Такой человек
несет гармонию и процветание
обществу.
Государство – одна патриархальная
семья.

Пять типов взаимоотношений:

1) Между государем и подданными;
2) Между отцом и детьми;
3) Между старшими и младшими
братьями;
4) Между мужем и женой;
5) Между друзьями (единственное,
предполагающее равенство).

На протяжении более 2000 лет (до
свержения монархии в 1911 г. н.э.
конфуцианство являлось официальной
идеологией китайской империи.
Конфуцианство, наряду с даосизмом и
буддизмом, составляет триаду учений
(сань цзяо), которые стали духовной
основой культуры Китая.

Даосизм

Даосизм («Дао цзяо» - учение Пути) –
национальная религия Китая, одна из
триады его учений. Возник в IV – III вв.
до н.э.
Имеет тесную связь с традиционными,
архаическими верованиями и культами
Китая (магией, медициной, гаданиями и
т.п.).
Легендарный основатель даосизма –
Лао-Цзы.

Лао-Цзы (VI – V вв. до н.э.)

Лао-Цзы (Ли Эр, Лао
Дань) – легендарный
основатель даосизма
(«Престарелый
Мудрец, Младенец»).
Изложил своё учение в
«Дао-Дэ-Цзин» «Каноне Пути и
Благодати».

Дао

Основное понятие даосизма. Дао –
букв. «Путь» - единое первоначало
всего сущего, мировая закономерность,
универсальный мировой закон.
Имеет два аспекта: собственно Дао и
Дэ – энергия, благодать, через которую
проявляется Дао.

Каждая вещь, каждое существо
проявляется из Дао, следует Дао и
возвращается в Дао.
Однако человек может сходить с этого
пути естественности, нарушая
первозданную природу своей жизни и
Вселенной.
Человеку необходимо вернуться к своей
изначальной природе, встать на путь
естественности, слияния с природой.
Это возможно путем «недеяния»:

Принцип недеяния (у-вэй):

Это отрицание деятельности, идущей
вразрез с естественным порядком.
Он не означает бездействия,
пассивности. Это отказ от нарушения
собственной природы и природы всего
сущего; это отказ от эгоистической
деятельности и какой-либо
субъективности в целом (т.к. это
нарушает естественную гармонию
природы).

Даосское учение о бессмертии:

Даосский бессмертный (сянь, шэньсянь) –
человек, до конца реализовавший идеал
единства со всем миром и с Дао.
Цель даосизма – не просто достижение
физического бессмертия, а радикальная
трансформация, преображение всего тела и
ума. Считается, что ум бессмертного
становится един с Дао, а тело обретает
сверхъестественные способности.
Путь к бессмертию – методы особой
психофизической тренировки и, особенно,
занятия внутренней алхимией.

Даосизм в настоящее время

Даосизм – живая религия Китая. В 1957
году – создание Всекитайской
ассоциации даосизма.
Оказал сильное влияние на к-ру Кореи,
Японии, Въетнама…

Доклады:

Конфуций.
Лао-Цзы (даосизм).
Даосские методы обретения
бессмертия
(см. Торчинов Е.А. «Даосизм», «Даосские
практики»).
Китайский буддизм (Чань или Дзен
буддизм).

Cлайд 1

Китайская философия 不要隨大流,不違背流動,去跨越它,如果你想到達彼岸。 Не иди по течению, не иди против течения, иди поперек него, если хочешь достичь берега. Слова Ванталы.

Cлайд 2

Кита йская филосо фия является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и Тайваня равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.

Cлайд 3

Суть учения: Рассматривая всё сущее как единство противоположных начал – мужского – Ян и женского – Инь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Наполняющие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь эти первичные субстанции или силы обусловливают сущность Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Почвы.

Cлайд 4

Отличия от западной философии: цельное(холическое) восприятие вместо аналитического; периодичность процессов вместо их статичности, линейности.

Cлайд 5

Cлайд 6

Предыстория китайской философии (до 6 века до н. э.) религиозно-мифологическое мировоззрение; зооморфный характер богов; «воля неба» постигается через гадания, предзнаменования; культ предков (влияние духов умерших на жизнь и судьбы потомков).

Cлайд 7

Мыслители той эпохи: Ши Бо (8 век до н. э.) выдвинул понятие гармонии (хэ); Цзинь Ши Мо (8 век до н. э.) выдвинул идею «парности» всех вещей; Философские идеи и термины того времени стали важнейшими понятиями китайской философии.

Cлайд 8

Древняя китайская философия (6 – 2 вв. до н.э.) бурная идеологическая борьба различных философско-политических и этических школ; «золотой век китайской философии»: зарождаются понятия, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейших времён.

Cлайд 9

Основные философские школы: даосизм: Вселенная является источником гармонии. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу; конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы; моизм: усовершенствования общества через знание. Представители: Мо Ди, Мэн Шэн; школа законников (легизм): равенство всех перед Законом и Сыном Неба. Представители: Ли Куй, Шан Ян; школа инь-ян: Инь и Ян – «два образца» рождённые «Великим Пределом». Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.

Cлайд 10

Средневековый период китайской философии (2 в. до н. э. – 10 в. н.э.) полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. Конфуцианство одерживает верх; проникновение буддизма (1 век н. э.);

Cлайд 11

Выдающиеся мыслители Средневекового периода: Дун Чжунш – философ и государственный деятель; Ян Сюн – философ-конфуцианец, литератор и филолог; Чжан Хэн – развитие астрономии, механики, географии; Сыма Цянь – автор первой всеобщей истории Китая; Вэй Бояна – философ, алхимик, автор сочинения «Цань тун ци», в котором были изложены основные принципы даосской алхимии.

Cлайд 12

Новое время китайской философии (с 1000 года н.э.) догматизация конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания; проникновение в китай христианства; гонение на даосистов.

Философия древнего Китая. Предпосылки зарождения китайской древней философии Классические книги китайской образованности Особенности древней китайской философии Философские школы древнего Китая Информация о некоторых философах древнего Китая - таблица, - тексты. Значение древней китайской философии Отрывки из текстов Создаем образы философа Великие афоризмы Проверь себя Основные понятия китайской философии.


ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1. Мифологическое мышление китайского народа стало источником философского мировоззрения. 2. Мифология выделила главные принцип, который правит миром - это персонифицированный принцип, обозначенный словом "тянь" - небо; условия существования "тянь" домыслили философские школы. 3. Замкнутость и автономность древнего Китая способствовали развитию философии, которая носила консервативный и патриархальный характер. 4.Экономическое развитие приводило к медленному изменению традиционных общественных отношении, а это, в свою очередь, выдвигало вопросы управления обществом, вопросы социально - политических и морально – этических отношения в обществе в условиях коллективного способа существования. 5. Существование в I тысячелетии до н.э. классических книг китайской образованности, в которых были заложены философские вопросы, способ-ствовали развитию различных философских школ, течений и направ-лений. 6. Товарно-денежные отношения, частная собственность требовали новых знаний, новых систем управления китайским обществом. 7. Желания объединить страну способствовали созданию особой картины мира.


КЛАССИЧЕСКИЕ КНИГИ КИТАЙСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ. 1. И цзин-Книга перемен.(XII-VI века до н.э.). Это гексаграммы для гаданий, комментарии к гаданиям, предсказания, в которых даются первые философские представления о мире. 2. Ши цзин-Книга песен или "Канон стихов" (XI-VI века до н. э.). Сборник древнейшей народной поэзии. 3. Шу цзин-Книга истории, "Шан-шу" - Шанские документы. (нач. I тыс. до н.э.) 4. Чунь цю - Книга Весны и Осени (IV век до н.э.). Хроника государства Лу VII – V веков до н.э. 5. Ли шу - Книга порядка (IV-V века до н.э.).Описание церемонии, правил и норм общества. В этих книгах содержится древнейшая поэзия, мировоззрение, философия, вопросы законодательства, предсказания, история. Эти книги писались разными авторами в разное время, но знание их содержания долгое время, вплоть до XX века, было необходимым условием образованного интеллигентного человека, претендующего на место в государственной системе управления.


ОСОБЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1. Китайское общество создало уникальные философские системы взглядов в условиях автономного, закрытого общества. 2. Китайская философия в отличие от других внутренне очень стабильна и не впускала в себя другие философские системы, имея критическое отношение к инакомыслящим. З. В китайской философии дается глубокий анализ ценностных отношении патерналистского общества. 4. Китайская древняя философия носила социально-этический характер и формировала систему нормативной иерархии вещей. 5. Китайская древняя философия создала представления о мире и человеке как созвучных реальностях. 6. Древняя китайская философия имела множество направлений, течений и учения (даосизм, конфуцианство, теории индивидуализма, натурфилософию, материалистические, идеалистические и дуалистические учения), но они не разорвали китайскую философию, сохранилось единство. 7. Китай в I тысячелетии до н. э, представлял собой множество отдельных государств, среди которых семь были наиболее крупными. Все царства вели между собой борьбу за идею. Поднебесной империи. Эта борьба определила детали специфической модели мира, созданной китайскими философами. Китаецентризм, возникший в результате замкнутости Китая, способствовал развитию критических философских взглядов относительно иных картин мира.


ЗНАЧЕНИЕ ДРЕВНЕЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Автономная китайская философия, созданная в условиях изоляции от западного мира, представляет собой уникальную систему философских идей, принципов и понятий. Созданная в условиях раздробленного государства, но объединенного идеей создания единой Поднебесной империи, китайская древняя философия представляет собой совокупность различных учений, течении, направлений, но, все-таки, объединенных социально-политической и морально- нравственной тематикой. Различные философские школы создали особенные картины мира: натурфилософские, материалистические, идеалистические, дуалистические, однако все эти картины мира представляли собой китаецентристское видение проблемы. В период небывалого расцвета культуры в I тысячелетии до н. э., в эпоху воюющих государств китайские философы смогли создать теории, которые привели к административно-государственным переустройствам и реформам; система законодательства и судопроизводства опередила европейскую. Практические потребности китайского общества всколыхнули философов, которые сформулировали свои мировоззренческие системы, базирующиеся на принципах подчиненности и соблюдения нравственных общественных норм. И не смотря на огромные противоречия, сформулированные в западных и восточных философских системах, китайская древняя философия оказала и оказывает заметное влияние на всю мировую философскую мысль, поражая своей глубиной, практической обоснованностью и нравственной направленностью.


ОТРЫВКИ ИЗ ТЕКСТОВ. 1.Высказывания Конфуция. Благородный человек научен справедливостью, малый человек научен выгодой. Становится известно, как стойки сосна и кипарис, лишь с наступлением холодного сезона. Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения. Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься, что ты не знаешь людей. Можно с полководцем разлучить солдат, но нельзя стремлений у простых людей отнять. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. -М., Высказывания Конфуция. Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми. Не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей. Умереть с голоду - событие маленькое, а утратить мораль- большое. Если человек не обладает человеколюбием, к чему тогда говорить об этике и музыке? Тот, кто обладает моралью, непременно умеет хорошо говорить. Как на небе не может быть двух солнц, гак и у народа не может быть двух правителем. Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе, Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь,-конченый человек. Достойный человек не идет по следам других людей. Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать Павел Таранов. Золотая философия. -М., С


3. Высказывания Мэн-цзы. 10. Корзинка риса, миска похлебки: получишь - будешь жить, не получишь - умрешь. Но предложи их с грубым окриком - и не возьмет даже бродяга. А предложи их, пнув ногою, - откажется и нищий. 11. Мэн -цзы говорил: - Человечность - это сердце человека. Долг - это путь человека. Как жаль, когда люди бросают свой путь и не идут по нему, теряют свое сердце и не знают, как отыскать! Когда теряют кур или собак, знают, как их отыскать, а когда сердце теряют, не знают! Смысл ученая только в том, чтобы отыскать свое потерянное сердце. 12. Мэн-цзы говорил: - Вот безымянный палец - он согнут и не разгибается. Боли это не причиняет, работать не мешает. А ведь найдись где-нибудь человек, способный разогнуть вам этот палец, и даже путь от Цинь до Чу не показался бы далеким. А все лишь оттого, что палец не как у людей. Когда палец не как у людей, - на это досадуют. А вот если сердце не как у людей - это досады не вызывает! Стало быть, не понимают, что важнее. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. -М., С Высказывания Лао-цзы. Даодецзин." Когда Великий путь утрачен - появляются "человечность" и "долг". Вместе с остротой ума рождается и великое коварство. Когда шесть родичей не ладят - появляется "сыновья почтительность" и "родительская любовь". Когда в государстве смута - возникают "верноподданные"...


Человек при рождении нежен и слаб, а когда умирает- тверд и крепок. Все существа, и трава, и деревья при рождении - нежны и мягки, а когда гибнут - сухи и ломки. Ибо твердость и крепость - спутники смерти, а нежность и слабость - спутники жизни. Вот почему сильное войско не побеждает, а крепкое дерево гибнет. Большое и крепкое оказывается внизу, а нежное и слабое - наверху. Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. -М.,-1987.С Высказывание Мо-цзы. Мо-цзы говорит: "Какую питают любовь - всеобщую или отдельную- злые люди Поднебесной, ненавидящие людей? Ответим: непременно отдельную любовь. Таким образом сторонники отдельной любви в результате порождают великое зло в Поднебесной. Поэтому следует отвергнуть отдельную любовь..." Поэтому всеобщая выгода, всеобщая любовь приносят Поднебесной большую пользу; отдельная корыстная выгода, за счет общей выгоды, есть большое зло для Поднебесной. Во всеобщей пользе лежит истина... Необходимо отдельную любовь, корыстную выгоду заменить всеобщей любовью, взаимной выгодой... Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.-М., С. 47.


СОЗДАЕМ ОБРАЗ ФИЛОСОФА. 1. Конфуций. Основоположник китайского ритуала, китайской традиции. Учитель Кун удивлял всех с рождения. Да и рождение его было необычным. Сын обедневшего дворянина, потомок одной из царственных ветвей, сын старого солдата. Шулян Хэ было 70 лет, когда он женился в третий раз на девочке (Чжэн-цзай не было 16 лет) из простой семьи. А что делать? Любимая жена подарила Хэ восемь дочерей, вторая – сына - уродца, но только полноценный мужчина - потомок мог подносить жертвенное мясо и вино душам усопших, иначе всему роду Шулян Хэ быть в царстве мертвых злыми духами, вечно мучимыми голодом и жаждой. Отец девушки уже готовил дочь в шаманки, "девушку духов"- посредницу между живыми и мертвыми при родовом храме предков... И вот просьба старого солдата (возможно, однополчанина) все изменила. Младшая дочь простолюдина смирилась с поворотом судьбы.


И в день осеннего равноденствия 22 сентября 551г. до н.э. родила удивительного мальчика, впоследствии мудреца Китая … Известно, что будучи мальчиком, и живя вдвоем с матерью (отец не протянул и трех лет после рождения сына), он целыми днями развлекался игрой в заупокойные обряды и был большим их знатоком. Да лицо малыша напоминало маску божества, которую во время погребальных церемоний несли впереди гроба, чтобы отгонять нечистую силу. Голова ребенка с вмятиной на темечке напоминала контуры горы, где он родился. (Правда, мужчины в Китае того времени обязаны были носить шапку и снимать ее только на ночь. Появиться на людях без головного убора считалось большим позором).... Сильный и крепкий ребенок рос быстрее сверстников и в зрелые годы отличался необычно высоким ростом и могучим телосложением. Лицо его было необычным и с возрастом удивляло, мягко говоря, некрасивостью: массивный лоб, очень длинные уши, вздернутая верхняя губа, из под которой выступали два неестественно крупных передних зуба, густые брови и борода, мясистый нос с широкими ноздрями, выпученные и белесые глаза. Он считался бы при такой внешности уродом, если бы не природная грация и хорошие манеры... Сам Конфуций утверждал, что внешность человека, не так уж важна, надо судить о человеке по его делам и силе духа - и это было новым для учеников Куна... Одевался учитель более чем скромно и практично. Из статьи Г.В. Арзямовой. Нравственные портреты пророков. -М., С


2. Лао-цзы. Сказания о Лао-цзы расцвечены самыми яркими цветами народной фантазии, несущими явные следы буддийских легенд. Согласно преданий, Лао, как воплощение дао, подобно Дудде, с незапамятных времен являлся в мир то в одном, то в другом облике, пока однажды не очутился в чреве Божественной девы Юн-нюи. Случилось это самым неожиданным образом. Когда чудесной ночью прекрасная дева, вдыхая полуночные ароматы, прислонилась к сливе, с небес на ее приоткрытый рот спустился светящийся шарик – едва заметная капелька Солнца, похожая на падающую звезду. Юн-нюй, проглотила шарик, после чего зачала дитя, которое носила в своем чреве 81 год. Вполне понятно, что Лао родился не несмышленым младенцем, а мудрым, как старик. Поэтому и имя его означает "Старый ребенок". У новорожденного было золотистое лицо, белые волосы и большие уши, считавшиеся в Китае признаком особого ума. Сразу же после рождения Лао сел, скрестив ноги, под ту самую сливу, где был зачат и указал на нее пальцем со словами: "Это мой род". Подростком он ступил на стезю ученичества, постигая сокровенные тайны волжбы и оккультных наук. Научился продлевать жизнь и многие годы странствовал по Китаю... Ю.Я.Бондаренко. Человек. Судьба. Вселенная. Глазами древних мудрецов.-М.,-1994.С.145.


Великие афоризмы древнего Китая. 1. Мэн-цзы: - "Если уважать мудрых и использовать способных, на постах окажутся выдающиеся мужи". -"Правители имеют три драгоценности: землю, народ и дела управления". 2. Хуэй Ши: -"Тень летящей птицы никогда не движется". 3. Сюнь- цзы: -"Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания". -"Когда заботятся только о личной выгоде и забывают о чувстве долга -это называется величайшей подлостью". 4. Конфуций: -"Подлинная доброта вырастает из сердца человека". -"Достойный человек не идет по следам других людей". 5. Лао-цзы: -"Под небом все лишь временно бывает". -"Кто много обещает, тот не заслуживает доверия". 6. Хань фй: -"Для беды и счастья не существует ворот, они порождаются самим же человеком". 7. Мо-цзы: -"Жизнь- это совмещенность тела и сознания". 8. Чжуан-цзы утверждал, что "большой человек лишен самого себя". -"Восток и Запад взаимно противоположны, но друг без друга существовать не могут".




ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ТЕМЫ. «Философия древнего Китая». 1. Каковы предпосылки возникновения философии в древнем Китае? 2. Каковы исторические условия существования философии в древнем Китае? З. В каких древних китайских источниках заложены основы философско мировоззрения Древнего Китая? 4. В чем особенность древней китайской философии? 5. Какие философские школы древнего Китая Вы знаете? б. В чем значение даосизма в развитии древней китайской философии? 7. В чем значение конфуцианства в философии древнего Китая? 8. Какие элементы составляет основу мира по взглядам философской школы пяти элементов? 9. Что обозначают в китайской философии понятия "ян" и "инь"? 10.Что в философии Лао-цзы обозначается словом "дао"? 11. Каково значение школы натурфилософов в древней философии Китая? 12. Каковы основные идеи моизма? 13. В чем особенность школы эклектиков в философии древнего Китая? 14. Дайте характеристику Конфуцию, как личности. 15. Дайте характеристику Лао-цзы, как личности. 16. Чем философия древнего Китая отличалась от индийской философии? 17. В чем историческое значение Книги перемен (И цзин) в китайской философии? 18. Какими явлениями вошла в историю "эпоха воющих государств"? 19. Что в китайской философии и культуре понимается под словом "сяо ти"? 20. В чем значение древней китайской философии?


ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 1. Прокомментируйте высказывание китайского философа V-IV вв до н.э. МО-Цзы: "На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного познаем скрытое" 2. Прав ли, по-вашему, МО-Цзы, сказавший, что "как бы ни была хороша чья-то мудрость, но стремление к ней не всегда благо"? 3. Как Вы думаете, к чему призывал китайский философ IV-III вв. до н.э.ЧЖуан-цзы, говоря: "Научись видеть, где все темно, и слышать, где все тихо"? 4. Как Вы думаете, какие шесть чувств, по мнению Чжуан-цзы приводят в хаос дэ? 5. В одном из своих парадоксов Хуэй Ши, китайский философ IV-III вв до н.э. сказал: "Тень летящей птицы никогда не движется".Объясните, как Вы это понимаете. 6. Продолжите мысль китайского философа III века до н.э. Хань Фэя: "Лепешка, оставленная на время, черствеет и потом оказывается непригодной в пищу, так же происходит и с..." 7. Китайский философ III века до н.э. Хань Фэй воскликнул: "О несчастье! Оно является опорой счастья!" Как Вы это понимаете? 8. Великий китайский мыслитель VI века до н.э. Лао-цзы говорил: " Я имею три сокровища, которыми дорожу: первое - это человеколюбие, второе-бережливость, а третье состоит в том..." В чем же? 9. Лао-цзы высказал удивительную мысль: "Если хочешь, чтобы люди шли за тобой, иди за ними" Как Вы это понимаете? 10. Лао-цзы уверял, что по себе можно познать других. Вы согласны с ним? 11. Продолжите мысль великого китайского мыслителя VI века до н.э. Конфуция: "Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве..."? 12. Как Вы думаете, какие пять вещей, по мнению Конфуция, составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души,- а еще три? 13.Однажды Конфуция спросили: "Есть ли одно такое слово, руководствуясь которым можно было бы прожить всю жизнь?" Как Вы думаете, что он ответил? 14. Однажды Конфуция спросили, существует ли бессмертие. Как Вы думаете, что он ответил?


ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ "Подбери правильное понятие" (философский диктант) 1. Этим словом обозначалась в древней китайской философии персонифицированная высшая сущность. 2. Этим понятием в китайской древней философии обозначалось слово "небо". 3. Как называется в китайской философии принцип темного начала, которому отведена роль пассивного ожидания? 4. Как называется в китайской философии принцип, представляющий собой светлое начало, которому отведена активная роль? 5. Этим понятием в китайской философии обозначен путь вещей и путь мира движении? 6. Каким термином в конфуцианстве обозначен порядок как этическая категория? 7. Каким понятием обозначено слово добродетель в китайской философии? 8. Под этим термином в китайской философии употребляется понятие "человечность". Что это за термин? 9. Каким понятием обозначено в китайской философии сыновнее почитание? 10. Как на письме обозначается исправность в китайской философии? 11. Что получится, если соединить вместе ""жэнь", "и", "ли", "чжи"? 12. Как звучит по-китайский понятие "материальное вещество"? 13. Если соединить вместе ян и инь, какой диалектический процесс получится? 14. Как называется в философии учение, признающее в качестве первооснов одновременно два начала? 15. Какая философская школа древнего Китая смогла показать роль законов в обществе? Выбери нужные ответы из предложенных понятий: легисты, "шан-ди", дуализм, инь, тянъ", ци, ян, благо, дао, и, ли, сяо ти, дэ, жэнь, соединение неба и земли,


НАЙДИ ОШИБКИ В ТЕКСТЕ. 1. Другой влиятельной школой в древнекитайской философии был даосизм (Кун ФУ-цзы и др), представляющий собой строго идеалистическое направление. Основным в даосизме является понятие "дао", обозначающее сыновнюю почтительность и братское уважение. В поле внимания даосов были так же проблемы бытия и небытия. Движении мира и его познаний, т.е. общие вопросы мировоззрения. Дао рассматривался как вечный источник всех вещей и их внутренняя сущность. Он есть всегда и везде. 2.Основной школой в философии древнего Китая считается натурфилософская школа, основателем которой был Кун Фу-цзы, который в возрасте 50 лет создал свою школу и имел много учеников. По его мнению, верховной силой является небо, которое следит за порядком вещей и справедливостью в мире (Поднебесное). Большое внимание в данной философской школе уделялось теме воспитания. Считалось, что образцом воспитанности является "благородный муж".


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КИТАЙСКЛЙ ФИЛОСОФИИ. 1. Дао - правильный путь, высший закон, которому подчиняется все сущее. 2. Дэ - добродетель, нравственная сила. 3. Жэнь - человечность. 4. Инь - принцип, представляющий собой темное, пассивное начало. 5. И - принцип справедливости и исправности. 6. Ли - порядок, норма конкретных отношений. 7. Мера вещей - принцип, провозглашенный даосизмом для существования человека в обществе. 8. Пять элементов - огонь, вода, дерево, металл, земля как единая гармония. (в философской школе пяти элементов) 9. Сяо ти - сыновняя и братская добродетель, почитание. 10. Тянь - Небо, высший правитель всего сущего. 11. Ци - материальное вещество. 12. Цжи - мудрость. 13. Чжи - сознание. 14. Шан - ди - наивысший правитель, персонифицированный принцип. 15. Шэн - жизнь. 16. Эпоха воюющих государств- эпоха I тысячелетия до н. э., когда Китай представлял собой множество отдельных государств, которые вели между собой борьбу за идею Поднебесной империи, создавая специфическую модель мира. 17. Ян - принцип, представляющий собой светлое, активное начало.


ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. ШКОЛА ИМЕН «МИН-ЦЗЯ» (IV-III вв. до н.э.) МОИЗМ (V в. до н.э. – II в. до н.э.) - Хуэй Ши (). - Гунсунь Лун (). - Инь-Вэнь-цзы. - Дэн Си-цзы, который сказал: «Истина, открывающаяся исследованием имен, является вы шей истиной». - Мо Ди (). ЛЕГИЗМ (IV-III вв. до н.э.) ДАОСИЗМ (VI. до н.э.) -Кун Фу-цзы () - Мэн-цзы () -Сюнь-цзы () -Дун-Джун-шу () -Лао-цзы (VI в. до н.э.) -Чжуан-цзы () -Ян Чжу. -Сунь Цзян. -Ин Вэнь. НАТУРФИЛОСОФЫ «ИНЬ-ЯН» (X-VI вв. до н.э.) ШКОЛА ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ (III в. до н.э.) - Цзоу Янь (III в. до н.э.) - Дун Джун-шу () ЭКЛЕКТИКИ (III в. до н.э.) - Гуань – цзы - Люй Бувэй (ум. в 235 г. до н.э.) КОНФУЦИАНСТВО (VI в. до н.э.) -Шэнь Бухай () - Шан Ян - Хань Фей-цзы (ум. в 233 г. до н.э.)


1. ШКОЛА ИМЕН - "МИН-ЦЗЯ". (IV-III вв. до н.э.), философская школа древнего Китая, которая решала задачи языкового выражения действительности. Представители школы: Хуэй Ши (), который был уверен в том, что наименование любою вещи должно происходить в соответствии с реальными характеристиками этой вещи. Гунсунь Лун (), который тоже исследовал вопросы правильного наименования вещей. ИНЬ-ВЭНЬ-ЦЗЫ, ДЭН СИ-ЦЗЫ, который сказал: "Истина, открывавшаяся исследованием имен, является высшей истиной".


2. МОИЗМ (V-II века до н.э.), философская школа в древнем Китае, основателем которой считается МО-ЦЗЫ (или МО ДИ,). По своим взглядам моисты были противниками конфуцианцев. Основные идеи моистов: - предопределенной судьбы нет; - пропаганда в обществе в качестве нравственного принципа- "всеобщей любви" и "взаимной пользы"; - пропаганда социально- этических отношений; - мистицизм, признание "небесной воли"; - наивный материализм; - теория познания истины через сенсуализм.


3. ЛЕГИЗМ, ЛЕГИСТЫ (IV-III века до н.э.), философское учение, которое развивало вопросы социальной теории и проблемы государственного управления. Основателем школы считается ШЭНЬ БУХАЙ (). Учение явилось продолжением конфуцианства, и в то же время в нем имелась критика конфуцианских идеи. Представители легизма: ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ (ум. в 233 г. до н.э.), ученик конфуцианца, интерпретатор этого учения, по своему увидел общество; - продолжил разговор о дурной природе человека; - показал роль законов в обществе; - показал место правителя в обществе, определенное небом; - критически относился к другим учениям.


4. ЭКЛЕКТИЗМ, ЭКЛЕКТИКИ (III в. до н.э.), философская школа древнего Китая, для мыслителей которой характерно соединение разнородных взглядов, идей и концепций для создания собственной универсальной системы познания мира. Представители философской школы: ГУАНЬ-ЦЗЫ. ЛЮЙ БУВЭЙ (ум. в 235 г. до н.э.).


5. ДАОСИЗМ (VI век до н.э.), философская школа древнего Китая, учение о "дао" - пути. Основатель учения ЛАО-ЦЗЫ, настоящее имя ЛАО-Дань. Его идеи изложены в книге "Дао дэ цзин". Это одно из важнейших направлений философской мысли древнего Китая наряду с конфуцианством, характеризующееся как наивная диалектика. Суть даосизма в следующем: - все в мире имеет собственный путь- дао; - в центре внимания даосизма - природа, космос, человек и их отношения; - в учении рассматривались идеи бытия, движения мира, теории познания; - человеческая жизнь предопределена; - в даосизме разработано политическое учение о мудром правителе; - главный принцип даосизма - "мера во всем" Представители даосизма: ЯН ЧЖУ, СУНЬ ЦЗЯН(III в. до н.э.),ИН ВЭНЬ,ЧЖУАН ЦЗЫ() Со временем даосизм разделился на три основных вида: - философский, - религиозный, -даосизм бессмертных


6. КОНФУЦИАНСТВО (VI в. до н. э.), одно из важнейших идейных течений в древнем Китае. Основоположник - Конфуций (КУН ФУ-ЦЗЫ,), взгляды которого изложены его последователями в книге "ЛУНЬ ЮЙ" - "Беседы и суждения". Учение представляло собой нравственно-философские рассуждения об иерархии ценностей в китайском обществе. Конфуцианство со временем стало государственной идеологией Китая. Большое внимание в конфуцианстве уделено Небу (Тян), которое является верховной сущностью. Основные темы конфуцианской теории: - воспитание на добродетелях; - общество существует на принципах хорошей семьи; - человек - "добродетельный муж", который обладает подлинным благородством, имеющий высокую нравственность; - идея общественной иерархии; - идеи добродетельного управления; - идея коллективизма и подчинения. В конфуцианстве пропагандировалось следующее правило: не делай другим того, чего не желаешь себе. Представители конфуцианства: МЭН ЦЗЫ, СЮНЬ-ЦЗЫ (), ДУН ДЖУН ШУ (II в. до н.э.).


7. НАТУР ФИЛОСОФЫ. (XII-VI века до н.э.), одна из первых философских школ в древнем Китае, возникла одновременно с Книгой перемен. Основу натурфилосовкого мировоззрения составляло представление о двух принципах - инь и ян, которые показаны не как дуалистические начала, а как единая сила, состоящая из двух начал: ян - активное, светлое начало, инь- пассивное, темное начало, но вместе они-диалектическое движение.


8. ШКОЛА ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ (III век до н. э.), одна из ранних философских школ древнего Китая, основателем школы считают ЦЗОУ ЯНЯ, труды которого не сохранились, но в пересказе китайского историка Сыма Цяня можно увидеть, что в школе имелись представления об элементах материального характера: воде, огне, дереве, металле, земле, которые сменяются, преодолевают сопротивление друг друга, развиваются в соответствии со своими характеристиками, что создает гармонию в мире.


КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛОСОФАХ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. 1. ВЭНЬ-ЦЗЫ (VI век до н.э.), ученик Лао-цзы, последователь Конфуция. 2. КУН ФУ-ЦЗЫ (), Конфуций: - создал свою школу; - развил социально-этическую теорию отношения в обществе древнего Китая. - призывал к воспитанию "благородного мужа", воспитанного на добродетелях; - считал важным в китайском обществе соблюдение иерархии и подчинения; - широко пропагандировал идеи воспитания в коллективистских условиях существования китайского общества; - считал верховной силой – Небо. - был низшим чиновником в государстве, странником, учителем; - с его именем связывают трепетное отношение к традициям страны и семьи. 3. ЛАО-ЦЗЫ (VI век до н.э.), настоящее имя ЛАО ДАНЬ, основатель даосизма, автор книги "Дао дэ цзин". - по возрасту был старшим современником Конфуция, хотя по легенде он прожил 200 лет; - развил учение о дао-пути, понятии очень сложном: "Дао – есть тождественность, одинаковость, предполагающая все остальное, а именно: дао не зависит от времени, как полоса возникновения, развития и гибели Вселенной, но есть фундаментальное и универсальное единство мира" (из книги история философии в кратком изложении. Перевод с чешского И.И.Богуты. -М., С.53) - говорил в своем учении о вечном движении мира; - говорил о гармонии человека в природе; - видел главную задачу человека в соблюдении "меры вещей".


4. МО ДИ (), МО-ЦЗЫ, основатель философской школы в древнем Китае, которая не принимала конфуцианство. Главные идеи моизма: - считал, что судьба не предопределена; - пропагандировал в обществе принцип "всеобщей любви"; - призывал людей к добродетельной жизни; - склонялся к мистицизму; - моизм; как философская школа содержал в себе наивно материалистические идеи. 5. МЭН-ЦЗЫ (МЭН КЭ,), представитель конфуцианства. - защищал конфуцианство; - вырабатывал концепцию человеческой природы; - продолжал развивать конфуцианскую идею о моральном благе; - придерживался принципа сыновней добродетели (сяо ти); - пропагандировал в обществе принцип человечности; - в теории познания стоял на идеалистических позициях, основой процесса познания считал свидетельства разума; - подчеркивал мысль о главенствующей роли народа и подчиненной роли правителя; 6. СЮНЬ-ЦЗЫ (СЮНЬ ЦИНЬ, III в. до. н.э.), представитель конфуцианства. - выступал против концепции человеческой природы, выдвинутой МЭН ЦЗЫ; - был продолжателем идей Конфуция; - под небом он понимал нечто постоянное, имеющее свой путь (Тянь дао) - выдвинул тезис о дурной природе человека; - развивал теорию о человеческом разуме; -в теории познания придерживался взгляда, что познание мира возможно при помощи чувственного опыта и размышления;


Много внимания в своей теории уделял проблемам воспитания; - по взглядам был близок к материалистам. 7. ХАНЬ ФЕЙ-ЦЗЫ (ум. в 233 г. до н.э.), ученик конфуцианца, легист. - критически относился к конфуцианству; - занимался интерпретацией конфуцианства; - показал роль законов для регулирования отношений в обществе; - критически относился к другим философским школам; - считал, что место правителя определено небом. 8. Хуэй ШИ (), по другим источникам годы жизни до н.э. Занимал пост главного помощника правителя царства Вэй, пользовался славой искусного спорщика. - стал известен как автор 10 тезисов о проблемах в Поднебесной; - пропагандировал по отношению к природе и обществу "всеобщую любовъ". - в его учении видны диалектические идеи; - известен как автор парадоксов, например: "Лошадь несет яйца", "Черепаха длиннее змеи". 9. ЧЖУАН-ЦЗЫ (), последователь и пропагандист даосизма, - по своим убеждениям был фаталистом; - отрицал возможность познания истины, но разработал теорию, в которой процесс забывания приводит к познанию истины; - считал, что ценность всех вещей одинакова, так как все вещи происходят от дао и их нельзя сравнивать.

Слайд 1

Философия Древнего Китая

Т. Ю. Быстрова Екатеринбург 2011

Слайд 3

Прокомментировать, используя таблицу о диалектике: «Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом» // Лао цзы. Даодэцзин. Фрагмент 2. Найти еще два фрагмента в книге о Дао, где диалектика ярко выражена. Вставить в презентацию. Подчеркнуть или прокомментировать их.

Слайд 4

Дао как субстанция. Выделить онтологический и гносеологический аспекты: «Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Не надо стремиться узнать об источнике этого, потому что это едино. Его верх не освещен, его низ не затемнен. Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию. И вот называют его формой без форм, образом без существа. Поэтому называют его неясным и туманным. Встречаюсь с ним и не вижу лица его, следую за ним и не вижу спины его» // Лао цзы. Додэцзин. Фрагмент 14.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Дао как закон. Тема естественности и спонтанности. «Умеющий шагать не оставляет следов. Умеющий говорить не допускает ошибок. Кто умеет считать, не пользуется инструментом для счета. Кто умеет закрывать двери, не употребляет запор и закрывает их так крепко, что открыть их невозможно. Кто умеет завязывать узлы, не употребляет веревку, [но завязывает так прочно], что развязать невозможно» // Там же. Фрагмент 27.

Слайд 9

Дао как закон. Мир как процесс. Текучесть бытия: «Весною – рассвет. Все белее края гор, вот они слегка озарились светом. Тронутые пурпуром облака тонкими лентами стелются по небу. Летом – ночь. Слов нет, она прекрасна в лунную пору, но и безлунный мрак радует глаза, когда друг мимо друга носятся бесчисленные светлячки. Если один-два светляка тускло мерцают в темноте, все равно это восхитительно. Даже во время дождя – необыкновенно красиво. Осенью – сумерки. Закатное солнце, бросая яркие лучи, близится к зубцам гор. Вороны, по три, по четыре, по две, спешат к своим гнездам, - какое грустное очарование! Но еще грустнее на душе, когда по небу вереницей тянутся дикие гуси, совсем маленькие с виду. Солнце зайдет, и все полно невыразимой печали: шум ветра, звон цикад... Зимою – раннее утро. Свежий снег, нечего и говорить, прекрасен, белый-белый иней тоже, но чудесно и морозное утро без снега. Торопливо зажигают огонь, вносят пылающие угли, -- так и чувствуешь зиму! К полудню холод отпускает, и огонь в круглой жаровне гаснет под слоем пепла, вот что плохо!» // Сей-Сенагон. Записки у изголовья. http://lib.ru/INPROZ/SENAGON/pillowbook.txt

Слайд 10

Дао как закон. Тема естественности и спонтанности. Искусность Во всех своих действиях опытный человек не использует силу. Сила не требуется, если вы следуете принципу во всех своих действиях. Так, нанося противнику удар мечом, вы не используете физическую силу, каким бы тяжелым ни был ваш меч. (…) Когда во время полирования из дерева, бамбука или драгоценных камней вы нажимаете на них слишком сильно, отполировать их хорошо – невозможно // Такуан Сохо. Вечерние беседы в храме Токайдзи. СПб., 2005. С. 132–133.

Слайд 11

Слайд 12

Даосизм. Гносеология спонтанности

Нужно меньше говорить, следовать естественности. Быстрый ветер не продолжается все утро, сильный дождь не продержится весь день. Кто делает все это? Небо и Земля. Даже Небо и Земля не могут сделать что-нибудь долговечным, тем более человек. Поэтому он служит дао. Тот, кто [служит] дао, тот тождествен дао // Лао цзы. Даодэцзин. Фрагмент 23.

Слайд 13

«Правильный ум не останавливается ни в одном месте. Это ум, который охватывает все тело и личность. Смущенный ум сосредоточивается в каком-либо одном месте и застывает в нем. Когда правильный ум застывает и оказывается в каком-то одном месте, его можно назвать смущенным умом. (…) Не оставаясь в одном месте, правильный ум подобен воде. Смущенный ум подобен льду, которым нельзя вымыть ноги или голову…» // Такуан Сохо. Письма мастера дзен мастеру фехтования. СПб., 2003. С. 48.

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 17

Слайд 18

Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает [все]. Не видя [вещей], он проникает в их [сущность]. Не действуя, он добивается успеха // Лао цзы. Даодэцзин. Фрагмент 47. Ответьте на вопросы: из чего следует возможность познания мира, «не выходя со двора»? почему естественное Дао можно видеть, «не выглядывая из окна»? Почему не стоит «идти дальше» для познания?

Слайд 19

Слайд 20

Дао как пустота: «Тридцать спиц соединяются в одной ступице, [образуя колесо], но употребление колеса зависит от пустоты между [спицами]. Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем. Вот почему полезность чего-либо имеющегося зависит от пустоты» // Там же. Фрагмент 11.

Слайд 2

План

Предыстория. Древняя китайская философия (VI-II вв. до н. э.) Даосизм Конфуцианство (жуцзя) Моизм (моцзя) Школа законников Школа имен (минцзя) Школа «инь-ян»(иньянцзя) Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. - X в. н. э.) Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.)

Слайд 3

Предыстория.

В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности.

Слайд 4

В это же время, согласно древнейшим письменным памятникам Китая, некоторые мыслители высказали ряд философских идей и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии: Ши Бо выдвинул понятие гармонии (хэ), глава придворных летописцев и астрономов царства Цзинь Ши Мо (Цай Мо) (VIII век до н. э.) выдвинул идею «парности всех вещей», сановник (дафу) царства Чжоу БоЯнфу (VIII век до н. э.) объяснял происшедшее в 780 году до н. э. землетрясение нарушением взаимодействия сил инь и ян.

Слайд 5

Древняя китайская философия (VI-II вв. до н. э.)

Глубокие политические потрясения в VII-III вв. до н. э. - распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами - нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ.

Слайд 6

Даосизм

Одним из первых крупных китайских философов считается Лао-Цзы, основатель учения даосизма. Его учение о видимых явлениях природы, в основе которых находятся материальные частицы – ци, подчиненные, как и все вещи в природе, естественной закономерности дао, имело большое значение для наивно-материалистического обоснования мира. Представители этого периода: Лао-Цзы, Ле-Цзы,Чжуан-Цзы, Ян-Чжу; Вэнь-Цзы, Инь Си. Представители более позднего даосизма:ГэХун, Ван Сюанлань, Ли Цюань, ЧжанБодуань.

Слайд 7

конфуцианство (жуцзя)

Конфуцианство (жуцзя)В центре внимания конфуцианства – проблемы этики, политики, воспитания человека. Принципом нравственного совершенства конфуцианство объявляет идею гуманности, уважения к себе, почитание старших, разумный порядок. Главный императив морали Конфуция – «не делай другим того, чего не желаешь себе». Представители: Конфуций, Цзэн-цзы, ЦзыСы, Ю Жо, Цзы-гао,Мэн-цзы, Сюнь-цзы.

Слайд 8

Моизм (моцзя)

Мои́зм (моцзя) - древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы - древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После его смерти моизм распался на три течения, представленные Сянли, Сянфу и Дэн Лином, которых обычно называют поздними моистами. С развёрнутой критикой моизма выступил конфуцианец Мэн-цзы Представители: Мо-Цзы, ЦиньХуали, Мэн Шэн, ТяньСян-цзы, Фу Дунь.

Слайд 9

Школа законников

Школа законников («фа-цзя», по-европейски - легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Жэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, ХаньФэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао

Слайд 10

Школа имен (минцзя)

Школа имен (минцзя): несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун.

Слайд 11

школа «инь-ян»(иньянцзя)

школа «инь-ян» (иньянцзя) (натурфилософы). Представители: Цзы-вэй, ЦзоуЯнь, ЧжанЦан

Слайд 12

Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. - X в. н. э.

Для этого периода характерна полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. В конце концов конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика. В I веке н. э. в Китай проник буддизм. Выдающиеся мыслители ханьскоговремени:философ и государственный деятель ДунЧжуншу (2 век до н. э.), получивший в средние века известность как «Конфуций эпохи Хань», император династии Хань У-ди (II век до н. э., конфуцианец), философ-конфуцианец, литератор и филолог Ян Сюн(53 г. до н. э. - 18 н. э.), автор написанного в подражание «Книги перемен» сочинения «Тай сюаньцзин» («Канон великого сокровенного»).

Слайд 13

Крупным мыслителем этой эпохи был также историк СымаЦянь (145-86 гг. до н. э.), автор первой всеобщей истории Китая, начинавшейся с глубокой древности и заканчивающейся концом второго века до н. эо втором веке нашей эры протекала деятельность даосского философа и алхимика ВэйБояна (ок.100-170), автора сочинения «Цань тун ци», в котором он изложил с помощью триграмм и гексаграмм, основные принципы даосской алхимии.СочинениеВэйБояна было построено в форме комментария к классической «Книге перемен» («Чжоу и»). В ханьское время было создано сочинение «Тай пинцзин», авторство которого приписывают даосскому мудрецу ЮйЦзи. Предполагают, что учение, изложенное в данной книге, легло в основу идеологии восстания Жёлтых повязок и оказало значительное влияние на развитие даосской утопической мысли.

Слайд 14

Большое влияние на развитие философии в Китае оказал проживший всего 23 года философ Ван Би (226-249). При династии Ранняя Вэй (220-264) он был крупным чиновником. Свои взгляды мыслитель излагал в комментариях к конфуцианской и даосской классике. Ван Би автор сочинений «Чжоу и чжу» ("Комментарий к «Чжоуским переменам») и «Лао-цзы чжу» "Комментарий к «Лао-цзы»). Содержание «Чжоу и» Ван Би истолковывал как теорию временных процессов и изменений. Против развиваемой Ван Би идеи «ценности небытия» (гуй у) активно выступал философ и ученый из государства Западная Цзинь ПэйВэй (267-300), автор сочинения «Чун ю лунь» («Рассуждение об уважения бытия»).

Слайд 15

Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.

Оно характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1055 - дарование роду Конфуция более высокого дворянского звания, 1503 - причисление Конфуция к лику святых, сооружение ему храмов, в которых, однако, не было изображений святых). С другой стороны, имеет место гонение на даосов (формальное запрещение даосизма - 1183). Христианство, проникнув к тому времени в Китай, смогло оказать влияние на китайскую философию

Слайд 16

Список использованной литературы:

https://ru.wikipedia.org/ http://studfilosed.ru/ www.uralbrand.ru

Посмотреть все слайды