Что такое растушевка в рисовании карандашом. Техника правильной штриховки. Слои и растушевка

Сегодня поговорим о различных техниках рисования цветными карандашами .

С цветными карандашами безумно приятно работать, отчасти из-за того, что ими легко манипулировать и управлять. От того, как вы наточили карандаш, как вы его держите и насколько сильно нажимаете на него, зависит какого эффекта вы добьетесь при рисовании. С помощью цветных карандашей вы сможете создать как мягкие сочетания, так и ослепительно яркие реалистичные текстуры. Однажды уловив основы, описанные ниже, вы сможете решить какая техника придаст объекту уникальные свойства. Техник в рисовании цветными карандашами очень много, столько же сколько и эффектов можно достичь с их помощью. Поэтому чем больше вы тренируетесь и экспериментируете, тем больше потенциала заметите на изображениях, которые вдохновляют вас.

Нажим

Рисование цветными карандашами отличается от рисования красками, вы не сможете просто набрать больше цвета на кончик, чтобы сделать его темнее. Поэтому, ваш главный инструмент — это сила нажима, когда вы накладываете цвет. Лучше всего начать со светлого, этим вы сохраните текстуру бумаги намного дольше. Со временем, вы разовьете механический навык менять силу нажатия на карандаш, чтобы добиться нужного эффекта.


Легкий нажим

В этой области (на рисунке слева) цвет был наложен едва касаясь карандашом поверхности бумаги. С легким нажатием цвет все еще остается прозрачным.

Умеренный нажим

Умеренное нажатие на карандаш создает хорошую основу для слоев (в центре). Это также нажатие, с которым вы возможно захотите подписать свои рисунки.

Сильный нажим

Очень сильный нажим на карандаш делает плоской поверхность бумаги, делая цвет действительно сплошным (справа).

Штрихи

Каждая линия, которую вы делаете цветным карандашом очень важна — направление, толщина и текстура линии будут способствовать созданию того или иного эффекта. Попрактикуйте различные типы штриховки . Вы заметите, что у вас есть склонность к одному или двум типах штриховки , но штрихи помогают передать текстуру и эмоции вашей работы.


Штриховка и текстура

Вы можете имитировать различные текстуры, создавая узоры из точек и тире на бумаге. С помощью точек, можно даже создать плотную густую текстуру.


Штриховка и движение

В то время как группа из прямых линий задает направление (на картинке слева), группа из слегка изогнутых линий передает ощущение движения (справа). Попробуйте комбинации различных вариантов штриховк и, чтобы создать более бурный, насыщенный дизайн. Такие упражнения показывают вам насколько линии и штрихи могут быть не только выразительными, но и информативными.

Толщина линий

Линии различной толщины помогают создавать текстуру. Эти линии создают ощущение объема рисунка.

Типы штриховки

Округлая

Совершайте круговые движения карандашом или в случайном порядке, как на рисунке, или одинаковыми рядами. Для более плотного покрытия, как в правой части примера, делайте несколько слоев, накладывая круги друг на друга. Вы также можете поэкспериментировать с различной степенью нажатия, для большей хаотичности.

Прямолинейная

Возможно, вам будет более удобно работать в прямолинейном стиле: вертикальном, диагональном или горизонтальном, в зависимости от ваших предпочтений. Ваши штрихи могут быть короткими и прерывистыми или длинными, зависит от желаемой текстуры.

Хаотичная

Этот эффект создается путем чирканья карандашом по поверхности бумаги в произвольной манере, создавая органичную массу цвета. Меняя силу нажатия и количество времени на прорисовку линии в одной области, вы можете увеличить или уменьшить насыщенность цвета.

Обычная и перекрестная штриховка

Этот термин обозначает создание серий почти параллельных линий. Чем ближе линии находятся друг к другу, тем плотнее и темнее цвет. Перекрестная штриховка создается накладыванием одних параллельных линий на другие, но под другим углом. Вы можете использовать штриховку для заполнения областей сплошным цветом или для создания текстуры.

Гладкая

Не важно какой ваш любимый тип штриховки, вы должны стремиться уметь контролировать карандаш и наносить гладкий, ровный цвет. Я использовал маленькие кружки в этом примере. На заметку: когда цвет ровным, вы не можете сказать какими линиями он был нанесен.

Точечная

Это наиболее механический вид нанесения цвета, однако он создает очень сильную текстуру. Просто наточите свой карандаш и создайте маленькие точки по всей поверхности. Располагайте точки ближе друг к другу для более плотного покрытия.

Слои и растушевка

Тот, кто рисует красками, может сначала смешать цвета на палитре и потом переносить их на холст. Работая с цветными карандашами , все смешивания и растушевка цветов происходит прямо на поверхности бумаги. С помощью слоев, вы можете как получить новый цвет, так и новый оттенок. Чтобы усилить цвет, нужно нанести больше слоев поверх, а чтобы приглушить, используйте комплиментарный (контрастный) цвет. Также вы можете растушевать цвета с помощью белого карандаша или бесцветного блендера.

Слои

Самый простой способ смешать цвета – это нанести второй слой цвета прямо на первый слой. Вы можете это сделать с таким количеством цветов, сколько вам потребуется, чтобы добиться нужного цвета или насыщенности. Ключ к этой технике – это использование легкого нажатия, работа с заточенным карандашом и ровного нанесения каждого слоя.

Полировка с помощью бесцветного блендера

Чтобы освежить вашу память, напомню, что полировка – это техника, которая требует сильного нажатия, чтобы объединить два или более цветов вместе и придать им ровный, глянцевый вид. Бесцветный блендер имеет тенденцию делать цвета темнее (как показано на рисунке), в то время как использование белого или светлого карандаша (следующий пример) высветляет цвета и придает им мeтный облик.

Полировка светлым поверх темного

Вы также можете смешать цвета, используя более светлый или белый карандаш. Чтобы создать оранжевый оттенок, нанесите слой красного цвета, а затем нанесите поверх желтый. Помните, что темный цвет всегда должен быть под светлым. Если вы нанесете темный цвет поверх светлого, то смешивания не произойдет. Также постарайтесь не давить слишком сильно на нижние слои в области полировки, так как если вы сплющите поверхность бумаги слишком быстро, то результат смешивания не будет столь эффективным.

Оптическое смешивание

Этот метод обычно используют при работе с пастелью, зритель видит два цвета расположенные рядом, как будто они смешаны. Используйте почеркушки, штрихи, пунктиры или округлые каракули, чтобы нанести цвет, позволяя каждому карандашу выглядеть как маленький кусочек ниточки. Когда смотришь в целом, линии разных цветов сливаются и выглядят как одна масса. Это очень оживленный и новый метод смешивания, который пленит вашу аудиторию.

Очень простые методы, как растушевать карандаш для глаз , известны многим стилистам. Этот эффект позволяет придать взгляду каждой девушки особую выразительность, а всему макияжу в целом – законченность. Безусловно, можно просто подвести свои глаза тонкими и четкими линиями . Однако для дневного макияжа хочется чего-то более естественного.

Как растушевать карандаш для глаз правильно, но чтобы при этом получилось еще и красиво? Нужно четко выполнять инструкцию, которая разработана с учетом советов модных стилистов.

Что потребуется?


Для того чтобы растушевка карандаша для глаз была аккуратной, нам понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • базовое покрытие под макияж;
  • мягкий карандаш (желательно несколько и разных оттенков);
  • ватные палочки;
  • спонжики;
  • тени;
  • точилка;
  • кисточки для макияжа (хорошо, если у них будет натуральный ворс).

Пошаговая инструкция


Косметические карандашики разных оттенков помогут сделать макияж элегантным и красивым. Можно создать скромный и повседневный вариант, а также броский вечерний. В косметичке всегда пригодятся зеленый, коричневый и синий карандаш для глаз.

А теперь попробуем сделать приятный макияж на каждый день, к которому подойдет скромная, неяркая помада :

  • Затачиваем карандаш. Это нужно для того, чтобы линия была аккуратной, но четкой и тонкой.
  • Теперь наносим на веки основу . С ее помощью можно сохранить макияж на более длительный период, а также снизить риск потери яркости стрелок.
  • Выбираем карандаш для макияжа. Если вы решили делать растушевку, то нужно остановиться на темных оттенках – это коричневые, синеватые и черные варианты.
  • Карандашом необходимо провести четкую линию по верхнему веку от внутреннего к внешнему уголку.

Как это сделать? Сначала накладываем несколько небольших штрихов. Желательно, чтобы он немного наслаивались один на другой. А уже после – провести итоговую линию.


Проводим линию и вдоль ресничек нижнего века. Но нужно обратить внимание, что здесь ведем линию от внешнего уголка до середины глаза.

Настало время растушевки. Для этого берется аппликатор . Нежными небольшими штрихами нужно растереть стрелочки на верхнем, а потом и нижнем веках. Делать это нужно очень осторожно. Ведь главное – не размазать, а именно растушевать подводку. Получилось что-то неровно? Переживать не стоит. Все есть возможность подправить при помощи ватных палочек. Важно помнить, что делая штрихи аппликатором, нужно быть очень осторожной, дабы не повредить нежную кожу своих век. Ведь ненароком ее можно легко травмировать.

После того, как карандаш растушеван, сверху можно наносить тени. Это могут быть либо сухие варианты, либо кремообразные. С их помощью очень легко добиться интересных эффектов и разнообразить свой макияж.

Выбираем карандашик для своих глаз


Благодаря возможности растушевать карандаш для глаз, вариации домашнего макияжа сильно расширились. Но чтобы сделать все красиво и качественно, нужно правильно подобрать для себя карандашик.

Сегодня есть специальные средства с растушевкой. Как они выглядят? Это может быть водостойкий или же обычный карандаш, на обратной стороне которого расположена небольшая кисточка или аппликатор под колпачком.

Перед тем как купить себе такой инструмент по созданию макияжа глаз, его следует попробовать. В результате этого можно понять, какой карандаш больше всего подходит именно вам (по грифелю, мягкости, форме и т.д.).

Не нужно ограничиваться классическим черным карандашиком . Хотя, с его помощью получается великолепная растушевка. Есть в магазинах и другие оттенки карандашей для глаз. В том числе они могут иметь очень яркие тона . Как растушевать карандаш для глаз? Этот процесс происходит точно также, никаких отличий нет. Единственное, после растушевки на веки уже не обязательно наносить тени.

Красивая штриховка может сделать ваш рисунок произведением искусства. Определимся с понятиями - есть два вида работы с карандашом: штриховка (все что отдельными штрихами) и растушевка (все что размазывается). В любой художественной школе вас будут прежде всего учить штриховке, так называемому «звонкому» штриху. Самое главное правило в штриховке - это просвет между штрихами. Именно видимость бумаги делает вашу работу свежей и не замусоленной. Научиться правильной штриховке не так сложно как кажется, однако необходимо понимать несколько вещей:

Если вы рисуете вертикально, возможно вам будет удобнее следующее положение руки:

Карандаш держится как обычно, но рабочий конец карандаша находится много дальше от пальцев. Этот способ позволяет получить большую свободу работы с карандашом.
Отставленный мизинец позволяет получать опору кисти, при этом не касаясь листа бумаги всей кистью, что защищает ваш рисунок от размазывания карандашных штрихов и засаливания поверхности листа.

Есть еще несколько положений, дающих вам большую свободу при работе карандашом, например:

Чтобы взять карандаш таким способом, положите его на стол, а затем кончик указательного пальца положите на карандаш, а большим и средним обхватите его с боков. Поднимите карандаш, взяв его таким способом. Получится, что карандаш как бы спрятан в ладони (ладонь направлена вниз), а рабочий конец карандаша направлен вверх и немного влево (для правшей)Такое положение карандаша позволяет работать как остриём, так и боковой поверхностью грифеля. Это в свою очередь позволяет получать большее разнообразие линий, от очень лёгких штрихов до широких, рыхлых насыщенных штрихов закрывающих тёмными тонами большие поверхности. Таким образом, линии – один из основных элементов рисунка – получаются живыми, разнообразными по исполнению, а, следовательно, и весь рисунок «заиграет» жизнью.
Преимущество такого способа держать карандаш – способность получать большой спектр нажима, регулируя нажим указательным пальцем. Также при этом способе держать карандаш удобно при рисовании опираться на отставленный мизинец. Это позволяет не касаться листа при работе, имея при этом достаточно хороший контроль над движениями карандашом.

Это способ держать карандаш, когда он как бы лежит на ладони (ладонь направлена вверх) или когда ладонь повёрнута на 90 градусов по отношению к бумаге. При этом карандаш как бы лежит на указательном пальце и прижимается большим пальцем. Этот способ подходит для наиболее легкого и расслабленного нанесения рисунка. Вы можете свободно манипулировать большим пальцем и создавать очень легкие линии. Этот способ очень подходит для быстрых зарисовок, когда нужно сделать лишь быстрый набросок формы.
Как и в других способах, отставленный мизинец помогает при рисовании.

Для того, чтобы правильно распределить тональные соотношения, рекомендуется перед штриховкой делать так называемую тональную шкалу. Так вам будет проще сделать самые темные и самые светлые места, зная, на что способен ваш карандаш. Тоновая шкала выглядит так:

А здесь вы можете увидеть как карандаши отличаются по мягкости

В галерее я приложила работы известных мастеров, для примера. Один из способов научиться - копировать хорошие работы. Таким образом вы поймете, как именно должны ложиться штрихи и как вам добиться того или иного эффекта. рекомендую посмотреть видео - очень полезное для начала.

Не пытайтесь сразу рисовать что-то сложное, обращайте внимание на материалы. Лучше брать что-то матовое и однотонное, желательно светлое (недаром в художках для отработки штриховки рисуют гипсовые формы), полезно рисовать драпировки (даже ту же смятую одежду), все это помогает чувствовать форму. Будьте готовы к тому, что вам придется наработать руку, чтобы ваши штрихи были легкими и аккуратными. Пробуйте и экспериментируйте с бумагами и карандашами и постепенно ваши работы будут становится все более красивыми и профессиональными.

При написании поста использовались материалы из

При работе с пастелью нет необходимости использовать что-то дополнительно кроме самой пастели и поверхности, на которой вы будете работать, однако существуют вспомогательные материалы, облегчающие работу с ней и помогающие создавать различные эффекты. И такими материалами являются растушёвки, резинки, фиксатив, ножи канцелярские, муштабель, планшет, лента.

Растушёвки и кисти

С помощью этих вспомогательных средств можно смешивать пастель, растирать её, создавая тональные переходы, а также смазывать её, создавая различные мягкие и перистые эффекты.

Бумажные растушёвки сделаны из очень плотно намотанной мягкой бумаги и бывают разного размера. Если конец бумажной растушёвки загрязнился, то можно счистить слой бумаги канцелярским ножом, а затем потереть по чистому листу обычной бумаги.

Аппликаторы с насадками из микропористой губки являются замечательным средством для растушёвки.

Такие аппликаторы продаются для использования с ультрамягкой пастелью PanPastel. Разнообразие их форм помогает созданию интересных эффектов как их плоской поверхностью, так и торцевой частью. Однако такими аппликаторами лучше всего пользоваться на не слишком зернистой поверхности, иначе сменный наконечник быстро придёт в негодность.


Ультрамягкие кисти из натурального волоса пони — для смешивания, точечного нанесения и зачистки пастели. Как правило, используется в вертикальном положении.

помогают создавать мягкие края и смешать пастель (особенно очень маленькие участки) . Эти кисти могут быть мягкие (белый наконечник) и твердые, а также иметь различную форму наконечника.

Кроме перечисленных выше растушёвок, вы можете также пользоваться любыми подручными материалами. Это могут быть ватные палочки и диски, спонжи и аппликаторы для макияжа и т.д.

Ластик для пастели (ластик-клячка)

В отличие от обычных ластиков, ластик для пастели имеет довольно мягкую консистенцию и очень пластичен. Этот ластик приклеивает к себе частички пастели и при этом не повреждает бумагу и не размазывает рисунок.

Правда надо иметь ввиду, что если на бумагу нанесено уже много слоев пастели, то ластик-клячка не уберёт всю пастель. Для удаления мелких деталей можно смять его таким образом, чтобы получился тонкий кончик. Чтобы очистить ластик просто помните его в руке. Он может использоваться таким образом довольно долго, до тех пор, пока не накопит в себе слишком большое количество пастели.

Планшет

Если вы используете в качестве поверхности для пастели бумагу, то её лучше всего закрепить на планшете, чтобы лист не сдвигался во время рисования.


Поверхность планшета должна быть гладкой и по размеру больше, чем лист бумаги, на котором вы собираетесь рисовать. Планшеты могут быть из фанеры, оргалита или пластика, а также с зажимом для бумаги или без него. Но будьте осторожны с использованием зажимов для бумаги, так как они могут оставлять вмятины (особенно на велюровой бумаге). Кроме того, пастель будет забиваться под зажим, и если вы собираетесь задействовать бумагу под ним дальше в своей работе, то пятно под зажимом будет очень трудно убрать или закрасить. Поэтому для закрепления листа на планшете лучше использовать бумажную липкую ленту и приклеивать ею лист к планшету по периметру. При таком закреплении листа он не будет сдвигаться при работе.

Муштабель — это приспособление, которое используется для поддержки руки, чтобы избежать прикосновения к рабочей поверхности. Она особенно полезна при работе над мелкими деталями, когда на поверхность под рукой уже нанесена пастель. Как правило, муштабель — это палочка с закрепленным на конце шариком, который обернут кожей или замшей. Кожа или замша способствует тому, что муштабель не скользит по поверхности, на которую она опирается.

Вы можете купить муштабель в магазине или сделать сами. Палочка может быть из любого материала, который есть у вас под рукой, а длина её определяется величиной картины. Совсем необязательно она должна быть круглой. Главное — чтобы вам было удобно держать её в руке. Если палочка будет очень тонкой, то рабочей руке будет неудобно на ней лежать. Наконечник может быть из любого материала: дерево, силикон, пробка, пластик и т.д. Если материал наконечника нескользящий (силикон, резина), то оборачивать замшей или кожей необязательно.

Фиксатив

В составе пастели есть связующее вещество, удерживающее пигменты вместе, но нет вещества, которое приклеивало бы пастель к поверхности, на которую она наносится. Это сухая смесь, не пропитывающая поверхность, а только цепляющаяся за нее благодаря шероховатости этой поверхности. Пастель может легко смазаться или осыпаться (иногда мелкие частицы осыпаются и скапливаются внизу паспарту картины в раме). Для того, чтобы свести осыпание и смазывание к минимуму, можно использовать фиксатив, который предназначен для фиксации частиц пастели на поверхности. Но это не означает, что готовую пастельную работу можно вставлять в раму без стекла или не соблюдать осторожность при хранении ().

Есть два основных типа фиксативов: рабочий и финишный.
Рабочий (промежуточный) фиксатив означает, что вы можете продолжать работать пастелью после его высыхания. Нанесение время от времени легкого слоя фиксатива во время работы может помочь нанести большее количество слоев пастели, которые не будут сильно смешиваться друг с другом. Но если вы нанесёте слишком большое количество фиксатива, это может испортить работу. Поверхность станет скользкой и нанести новый слой будет трудно или даже невозможно. Финишные фиксативы используются только тогда, когда работа завершена. Поэтому перед покупкой уточняйте какого типа фиксатив.
Многие производители выпускают фиксативы, которые могут использоваться и как рабочие и как финишные.
Я пользуюсь фиксативами Royal Talens и Schmincke. Их можно использовать и как рабочий и как финишный.

Иногда я использую фиксатив для усиления насыщенности (особенно темных цветов), закрывая при этом участки, которые не должны менять цвет.

Основным аргументом против использования фиксатива является потемнение цвета. Но зачастую риск смазывания и осыпания пастели перевешивает это опасение в пользу применения фиксатива. Потемнение может быть сведено к минимуму при правильном обращении с ним.
Следующие рекомендации могут помочь вам в этом:

  • Перед применением фиксатива необходимо убедиться, что он предназначен для пастели!
  • Протестировать фиксатив на пробном листе (поверхности) с небольшим наброском, чтобы убедиться, что вас устраивает результат и головка распылителя работает хорошо (не «плюётся»).
  • Хорошо встряхивать баллончик перед распылением.
  • Держать в руке рядом с работой любой листок бумаги и начинать распыление с него, переводя далее на работу, не прекращая распыление. Это поможет избежать нежелательных крупных капель в самом начале распыления.
  • Избегать избыточного нанесения фиксатива, так как он может превратиться в липкую массу и даже покоробить бумагу. Чтобы этого не произошло, лучше наносить его кратковременно тонким слоем и наносить следующий слой только когда первый просох.
  • Распылять с расстояния ~ 30 — 40 см, водя рукой достаточно быстро и непрерывно слева-направо, справа-налево, двигаясь сверху вниз (не прекращая распыление).
  • Очень тонкий слой фиксатива можно получить если положить работу горизонтально и распылять над ней, держа баллончик вертикально и распыляя параллельно рисунку (как бы в воздух над ним). При таком способе распыления баллончик двигать так же, как описано выше. Лак будет оседать под собственной тяжестью. Фиксатив обеспечивает определенную защиту против осыпания, смазывания и ультрафиолета, но это не означает, что после его применения пастельная работа полностью защищена и её можно трогать, не закрывать стеклом или стучать по ней.

Использование лака для волос в качестве фиксатива может сэкономить деньги, но необходимо учитывать, что он может содержать нежелательные компоненты (например витамины на основе масла, кондиционеры и т.д.), которые могут оставить жирные пятна на вашей работе. Кроме того, лак может со временем пожелтеть. Поэтому перед применением лака для волос необходимо изучить его состав.

Почти все фиксативы обладают сильным запахом и использовать их лучше в хорошо проветриваемом помещении.

Чернографитные карандаши

Обычный чернографитный карандаш является неотъемлемой принадлежностью в наборе любого любителя астрозарисовки . При выполнении работ, нам потребуется достигать самых разнообразных цветовых оттенков: от светло-серого до глубокого чёрного, а потому лучше сразу купить набор карандашей различной твёрдости. Значение твёрдости, как правило, указано на карандаше и обозначается буквами М (или B) - мягкий и Т (или H) - твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш обозначается сочетаниями ТМ и HB, либо буквой F, что формально является средним тоном между НВ и Н, но на практике неотличимо от карандаша средней твёрдости. Также хотелось бы отметить, что тон у карандашей одной маркировки может меняться в зависимости от фирмы-изготовителя, что тоже необходимо учитывать при их приобретении.

У читателя может возникнуть вопрос: Сколько карандашей и какой твёрдости нужно покупать, чтобы полноценно заниматься астрозарисовкой? В идеале, конечно, неплохо иметь полный комплект чернографитных карандашей, как правило, содержащий их в количестве 24 шт и включающий в себя все их разновидности от 10H до 8B, но для решения большинства задач Вам вполне хватит и стандартного школьного чертёжного набора (3H - 3В).

Общее правило, которым следует руководствоваться при выборе карандаша для отображения конкретной детали можно охарактеризовать следующим образом: чем светлее наносимая деталь, тем более твёрдый карандаш нужно использовать, и, соответственно, наоборот, чем деталь темнее, тем более мягким карандашом её желательно рисовать. При этом, карандаши твёрже 7H и мягче 6В практически не применяются в практике астрозарисовки. Первые из-за того, что зачастую просто царапают бумагу, не оставляя на ней никакого следа (многие виды бумаги мягче графита таких карандашей), а вторые наносят на бумагу жирный, блестящий, мажущийся и нестойкий графитовый слой, что тоже не лучшим образом сказывается на качестве рисунка.

Ну и в качестве примера приведу зарисовку Солнца с обозначением номенклатуры использовавшихся карандашей при прорисовке разных деталей. Фон был выполнен твёрдыми карандашами, области полутени пятен - карандашом средней твёрдости, а тень - мягким.

Цветные карандаши

Основной совет, который можно дать относительно цветных карандашей - их должно быть много, желательно покупать наборы 36 или 48 цветов. Так уж сложилось, что многие астрономические объекты (особенно это касается планет, как главного предмета цветных зарисовок) показывают множество деталей одного цвета, но разного тона. Особое внимание обратите на наличие достаточного количества оттенков коричневого (актуально для зарисовок Юпитера) и желтого (Сатурн) цвета.

В качестве примера приведу зарисовку Юпитера с обозначением использовавшихся цветных карандашей разных оттенков коричневого цвета:

Палочки для растушёвки

Палочки для растушёвки (они же растушки / растушёвки) внешне представляют собой цилиндры разных размеров (обычно в продаже встречаются растушки шести стандартных размеров) из прессованной бумаги, предназначенные, как очевидно из их названия, для выполнения процесса растушёвки.

Растушёвка, как изобразительный приём, является частным случаем штриховки, основанным на использовании физических свойств графита. С технической стороны этот приём заключается в размазывании штриховки, ранее нанесённой карандашом, с помощью палочки для растушёвки.

Держать растушку при работе нужно только под углом и ни в коем случае не перпендикулярно плоскости листа. В случае отсутствия растушки заводского изготовления, её неплохим аналогом будет служить кусок натуральной винной пробки, заточенной на конус или клином с тонким рабочим концом. Также в качестве растушки можно использовать кусочек ватки, ватную палочку, кусок мягкой бумаги, свернутый на конус и т. п. Растушек должно быть много под рукой: грязные растушки можно использовать повторно при работе с темными участками, для светлых участков всегда используйте чистую растушку. Очистить палочку для растушёвки от лишнего графита можно интенсивно поводив ею по плотной бумаге или картону до тех пор, пока основная часть графита не перейдёт с растушки на бумагу.

1. Растушёвку штрихов желательно выполнять вдоль штрихов, а не поперёк. Выполняя растушёвку вдоль штрихов, Вы добьетесь тем самым более естественного тонирования. Справедливости ради, так же стоит отметить, что иногда с целью достижения художественного замысла этим советом можно пренебречь. Тут всё зависит от Вашего художественного вкуса и от поставленной задачи.

2. Для растушёвки используют не только простую штриховку, но и зигзагообразные тушующие штрихи. При зигзагообразном тушующем штриховании карандаш движется по зигзагообразной траектории без отрыва от бумаги, при этом используется, как правило, не кончик грифеля карандаша, а его боковая часть. Просветы между штрихами, как правило, не делают. Густоты тона добиваются различной степенью нажима на карандаш (чем сильнее нажим – тем темнее тон, и наоборот) , а также использованием карандашей различной твёрдости, о чём уже было указанно ранее.

Зарисовка Марса до растушёвки

Та же зарисовка после выполнения процесса растушёвки

Акварельные краски

Выполнение астрозарисовок акварельными красками является альтернативой рисованию цветными карандашами в случаях, когда необходимо выполнить зарисовку в цвете.

В сети имеется достаточно руководств по выбору акварельных красок и особенно этой теме я здесь уделять внимание не буду, отмечу лишь некоторые важные требования к набору таких красок:

  • Все краски набора должны:
    • соответствовать цвету по установленному эталону
    • обладать большой прозрачностью
    • легко браться влажной кисточкой
    • легко размываться
    • ровно ложиться на бумагу и не образовывать катышки, неоднородности и т.п.
  • Все краски набора не должны:
    • проникать сквозь бумагу
    • под воздействии света изменять цвет.
  • Желательно, чтобы в наборе было не менее 18 красок, хотя для акварели это требование не настолько жёсткое, как для цветных карандашей, поскольку недостающие цвета можно получить смешиванием уже имеющихся.

Ну и в качестве примера зарисовки, выполненной акварелью, могу привести уже упоминавшуюся ранее зарисовку Марса:

Кисточки для рисования

От себя же могу посоветовать приобрести набор кистей "белка" №1-№5, которого вполне хватает для решения подавляющего числа возникающих изобразительных задач.

Стирательная резинка

Тут всё очевидно, основное предназначение - исправление разного рода ошибок и недочётов, осветление или удаление в необходимых случаях фона или некоторых деталей на зарисовке и т.п. Старайтесь выбирать мягкие, качественные стирательные резинки, в противном случае Вы рискуете испортить зарисовку. Так же могу посоветовать вырезать себе ластик в форме остроугольного треугольника примерно с углами 90/60/30, как показывает практика, такая форма резинки наиболее оптимальна. И ещё: ластик должен быть белый. Цветные резинки часто оставляют следы красителя на бумаге, портя весь рисунок.

Бумага

Бумага для выполнения астрозарисовок должна быть достаточно плотной, чтобы не мяться в процессе и выдерживать многократные исправления рисунка при помощи ластика. Лучше всего, если это будет ватман плотностью более 160 г. /м2; неплохим решением в этом случае может оказаться приобретение стандартной папки для черчения формата А4 (или А3, если планируете рисовать на листах большого формата). Что касается выполнения черновых зарисовок и заметок, то там сгодится любая бумага сколь-нибудь потребного качества: офисная, тетрадная и т.п. Если же говорить о клетчатой бумаге из тетради, то в определённом смысле её использование даже желательно в черновых зарисовках, так как клетки бумаги в данном случае могут являться своеобразной координатной сеткой, наличие которой позволит отобразить пропорции и взаимное расположение деталей более точно.

Для выполнения зарисовок акварелью, Вам может понадобиться акварельная бумага. Такая бумага почти не коробится и обладает повышенной впитывающей способностью. Существует несколько разновидностей акварельной бумаги, различающихся по плотности, фактуре, составу и так далее, но на практике можно отметить, что для выполнения астрозарисовок пригоден практически любой вид акварельной бумаги приемлемого качества.

Основа статьи была написана участником Астрофорума под ником