«искусством отсекать лишнее» назвал скульптуру великий итальянский мастер микеланджело буонаротти. объемные изображения в скульптуре капустина людмила. Организационный момент. Проверка готовности рабочего места

Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым

«Средняя школа № 3»

Урок изобразительного искусства в 6 классе по теме:

«Объемные изображения в скульптуре»

Учитель изобразительного искусства:

Эмиросманова З.К.


Круглая скульптура

Рельеф и его разновидности


Скульптура и ее разновидности

Скульптура – вид изобразительного искусства, дающий объемно-пространственное изображение предметов.

Само слово произошло от латинского « skulpere »,что значит « высекать ».

  • Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем.
  • Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

Виды скульптуры:

КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА

РЕЛЬЕФ

(статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством;

всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона.


  • портретный;
  • исторический;
  • мифологический;
  • бытовой;
  • символический;
  • аллегорический;
  • анималистический.

Круглая скульптура

Скульптура Посейдона

в Копенгагене

Дискобол.

Мирон. V в. до н.э.

СОКРАТ

(469-399 ГГ. ДО Н.Э.)


Рельеф и его разновидности

Изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма

Изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма

Вид углублённого рельефа

БАРЕЛЬЕФ

КОНТРРЕЛЬЕФ

ГОРЕЛЬЕФ

ГОРЕЛЬЕФ

БАРЕЛЬЕФ

КОНТРРЕЛЬЕФ


Способы получения скульптуры. Материалы

Способ получения скульптуры зависит от материала:

  • ваяние - отсекание лишних частей твердого материала (камень)
  • отливка - произведение возникает благодаря вливанию в форму расплавленного металла

Художественно-практическая деятельность

Из м/ф «Пластилиновая ворона»



  • Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: лаб. практикум [учеб. пособие для студентов пед. ин-тов] / В.Б Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.
  • Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.
  • Скульптура [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.izmailovart.ru/glossari/97-skulptura.html . – Заголовок с экрана.

Когда-то очень давно – так гласит легенда – жил на острове Крит в Средиземном море скульптор Пигмалион. Не нашлось среди жительниц Кипра той, на которой скульптор захотел бы жениться – решил он на всю жизнь остаться одиноким. Он сторонился всех и целыми днями работал у себя в мастерской. Но в его воображении жил образ прекрасной женщины. Из слоновой кости создал он великолепную статую и назвал её Галатеей. Статуя получилась такой необычайной красоты, что скульптор влюбился в неё. В один из праздников в честь богини любви и красоты Афродиты Пигмалион отправился в храм этой богини, принёс ей жертву и стал умолять, чтобы она дала ему в супруги женщину такую же прекрасную, как прекрасна была его статуя. Богиня не смогла найти такую женщину среди живущих, а исполнить просьбу художника ей очень хотелось… Пигмалион вернулся домой, подошёл поцеловать свою статую, и – о чудо! – под поцелуями статуя ожила, превратилась в прекрасную женщину.




Пигмалион и Галатея Когда-то очень давно – так гласит легенда – жил на острове Крит в Средиземном море скульптор Пигмалион. Не нашлось среди жительниц Кипра той, на которой скульптор захотел бы жениться – решил он на всю жизнь остаться одиноким. Он сторонился всех и целыми днями работал у себя в мастерской. Но в его воображении жил образ прекрасной женщины. Из слоновой кости создал он великолепную статую и назвал её Галатеей. Статуя получилась такой необычайной красоты, что скульптор влюбился в неё. В один из праздников в честь богини любви и красоты Афродиты Пигмалион отправился в храм этой богини, принёс ей жертву и стал умолять, чтобы она дала ему в супруги женщину такую же прекрасную, как прекрасна была его статуя. Богиня не смогла найти такую женщину среди живущих, а исполнить просьбу художника ей очень хотелось… Пигмалион вернулся домой, подошёл поцеловать свою статую, и – о чудо! – под поцелуями статуя ожила, превратилась в прекрасную женщину.










Период античности. Мастера этого периода оставили нам классические образцы искусства ваяния. Они разработали возможность передачи движения в скульптуре. В статуе «Дискобол» (скульптор Мирон, V в. До н.э.) изображен кульминационный момент движения, его высшая точка, когда можно представить предшествующие и последующие действия.






Значительным явлением в развитии скульптуры было творчество Огюста Родена (), который стремился выразить в своих произведениях идеи импрессионистов. Великий французский скульптор вдохнул человеческое тепло и новые жизненные силы в скульптуру 19 в. «Граждане Кале». Гипс. «Поцелуй» «Мыслитель»


Выдающимися мастером русской реалистической скульптуры был Федот Иванович Шубин (). Петергоф. Каскад фонтанов. Фото к.XIX в












Монументальная скульптура Отличается крупными формами и размерами, потому что размещается на улицах и площадях, в парках и скверах. Это прежде всего памятники, поставленные в честь какого-нибудь выдающегося человека или знаменитого события, с тем, чтобы сохранить память о нём на долгие годы.


Монумент – тот же памятник (назвали древние римляне: «монео» значит «напоминаю»), только более величественный. И.П.Мартос. Памятник Минину и Пожарскому. Москва М. К. Аникушин. Памятник А. С. Пушкину Санкт - Петербург


Станковая скульптура По своим размерам не превышает изображаемый предмет. Её основное место – внутри помещений, в жилых домах и музеях, а также в парках и скверах. С.Конёнков Старичок-лесовичок Агесандр. Афродита (Венера) Милосская. II в до н. э. Лувр, Париж.






Формы скульптуры Круглая 1. Статуя – изображение отдельной фигуры, иногда с ведением сюжетной обстановки. 2. Бюст – погрудное изображение человека. 3. Группа объединяет несколько фигур, связанных общим сюжетом и общей пластикой. Рельеф 1. Барельеф 2. Горельеф 3. Контррельеф






3 Памятник Петру I (Э.М. Фальконе, г.) Виды по назначению: монументальная, станковая, и малых форм. Жанр: портрет и анималистический. Форма: круглая и рельеф.
29


Вопросы для повторения 1. Что означает слово «скульптура»? 2. На каком языке говорит «скульптура»? 3. Какие жанры характерны для скульптуры? 4. Назовите виды скульптуры. 5. Чем рельеф отличается от круглой скульптуры? 6. Что такое монументальная скульптура? 7. Какой основной жанр в станковой скульптуре? 8. Для чего предназначена декоративная скульптура? 9. Назови техники исполнения скульптуры. Чем они отличаются друг от друга?


Ресурсы 1. BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0.JPG 2. FOTKI.YANDEX.RU/GET/7/VIBPXHGGLZD.9AC/0_23436_58BF0199_X L 3. STUDENTS.0/0_4149_7FCB3665_XL FOTKI.YANDEX.RU/GET/3205/QWZ2008.6/0_195AC_8D1E59FF_XL Краткий словарь художественных терминов 5-8 классы; Н. М. Сокольникова; Обнинск, издательство «Титул» 1996г. Рисование. Виды и жанры. ООО «У-Фактория» 1999г.

6 класс

Урок по теме: Объемные изображения в скульптуре.

Цели: познакомить учащихся с выразительными возможностями объемного изображения, видами скульптурных изображений, связью объема с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами; учить создавать объемные изображения животных. Используя пластилин, воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству, воспитывать уважение к учительскому труду.

Оборудование: репродукции скульптур из разных видов материалов; образец педагогического изделия.

Словарь: Скульптура

Ход урока.

1) Организационный момент.

1. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Мы сегодня проведем с вами необычный урок изобразительного искусства.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

А необычен он тем, что нам не нужны будут альбомы, краски, карандаши, а лишь маленький кусочек пластилина и ваши умелые руки. Мы с вами сегодня будем ваять, созидать, творить. Станем скульпторами.

2) Сообщение темы урока.

Слово «скульптура» вам известно уже давно, но вот какими возможностями обладает объемное изображение, какие виды скульптурных изображений существуют, вы познакомитесь сегодня на уроке. Кроме того, сами создадите скульптуру животного.

Слайд № 1

«Объемные изображения в скульптуре»

3) Изучение нового материала

1.Сообщение теоретических сведений о скульптуре

Слайд № 2

Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твердых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки.

Через всю историю скульптуры проходят темы материнства, любви, страдания.

Восприятие скульптуры – это не только осмотр ее объемов и граней. Скульптура имеет свои невидимые границы, которые часто не совпадают с ее силуэтом. Она организует вокруг себя как бы зону воздействия.

Слайд №3

Стоит в г. Саратове в небольшом сквере скромная, не большой величины скульптура, посвященная первой учительнице. Проходят люди и каждый воспринимает эту скульптуру по-своему. Некоторые просто проходят мимо, другие останавливаются и задумываются, а что же такого героического совершила эта молодая учительница, чтобы ее увековечили – возвели ей памятник. Да ничего особенного! Просто люди этой профессии могут взять в руки неокрепшую маленькую душу ребенка, вложить в нее капельку своего сердца, горстку ума, доброты и слепить из нее большого душой человека. Человека с большой буквы, который не побоится противостоять врагу и совершит подвиг, который будет подниматься на первую ступень пьедестала почета. Человека, который своим творчеством покорит весь мир, человека, который, не покладая рук, будет трудиться на полях и заводах и человека книги, которого будут читать во всем мире. И это все будут ее подвиги, ее достижения. От этого скульптура учительницы становится гордой и величественной.

А вы встречались с какими–нибудь скульптурами и какое впечатление они на вас произвели?

А как вы думаете у этих увековеченных в бронзе и мраморе людей, были первые учителя?

/ Да, были/

В славе этих людей есть заслуга учителей.

Вам приходилось, например, строить скульптуры из песка на пляже, а лепить из снега фигуры? Значит, вы уже немножечко прикасались к труду скульптора. Ваши руки, преобразуя материал, придавали ему новую форму.

Слайд №4

От материала зависит, каким образом скульптор будет его обрабатывать.

Если это глина, то ее податливая масса, послушная рукам, мнется, лепится, наращивает объем

А если это суровый гранит

Или сияющий мрамор

Или пластичное дерево, то художник, наоборот, скалывает, убирает лишнее, словно освобождает задуманный образ.

Слайд №5

Есть два вида скульптур: круглая и рельефная.

Круглая скульптура трехмерна, то есть имеет объем и существует в реальном пространстве. Скульптуру можно посмотреть со всех сторон, обойти кругом и увидеть по-разному.

Изображения в рельефе строится на плоскости, выпукло выступая над плоскостью, или углублено в нее.

Несмотря на то, что скульптура вещественна, материальна, изобразить в этом виде искусства можно далеко не все. Как показать в скульптурном изображении, например, даль? Поэтому изображения в скульптуре в основном посвящены человеку, а также животным.

Слайд №6

Обратимся к изображению животных. Эта тема неисчерпаема! Человек начал изображать зверей еще в первобытные времена и достиг в этом совершенства. И сегодня анималистический жанр – изображение животных во всех видах изобразительного искусства – всеми любим, ему посвящают свое творчество замечательные художники, у которых были свои учителя. Они научили их любить зверей, удивляться обаянию и красоте животного мира!

Есть ли у вас дома маленькие скульптурные произведения из стекла, фарфора, дерева, керамики, металла, камня, которые правильно называются произведениями мелкой пластики?

Обратите внимание на небольшую выставку. Вот такие небольшие скульптуры украшают наши дома.

Но можно и самому сделать скульптуру из пластилина.

Все у нас для начала работы готово, необходимо только размяться.

Физкультминутка.

1. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки вытянуты в стороны. Выполнить круговые движения руками.

2. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Вытянуть левую руку вверх, прогнуться вправо, вернуться в исходное положение, затем выполнить упражнение в другую сторону

3. Потренируем мышцы глаз: сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна).

Достаточно, ребята, приступаем к работе.

4) Практическая работа.

Приемов работы с пластилином много. Можно вылепить фигурку животного вытягиванием или же из отдельных частей.

Хорошо разминаем пластилин, вылепим сначала корпус животного

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6

Цели:

  • Познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, связью объёма с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами;
  • Учить создавать объёмные изображения животных, используя пластилин;
  • Воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.

Оборудование:

  • Презентация по теме урока «Искусство ваяния» (Приложение 1 ) .
  • Изображения скульптурных форм.
  • Пластилин, баночки с водой, ткань для протирки рук, подкладочные салфетки, ножи для пластилина, стеки, сито.
  • Демонстрационные таблицы «Приёмы лепки».

Словарь: скульптура, лепка, рельеф

План урока

  1. Организационный момент. (Приложение 2 . Стихотворение В. Коркина «Я и солнышко»)
  2. Сообщение темы урока.
  3. Изучение нового материала: сообщения подготовленных учащихся, презентация по теме урока «Искусство ваяния».
  4. Постановка художественной задачи. Практическая работа.
  5. Выставка детских работ. Обобщение полученных знаний.
  6. Итог урока. Оценивание.
  7. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности рабочего места.

2. Сообщение темы урока.

Ребята, посмотрите и скажите, произведения какого вида искусства вы видите на доске? (Скульптуры.)

Как вы думаете, случайно ли они попали сюда? (Нет, не случайно.)

О чём же пойдёт речь сегодня на уроке? (О скульптуре.)

От первых идолов, от дольменов, магических камней, далёких прообразов сегодняшних памятников шло сознание возможности скульптуры, понимание выразительности и эмоциональности её материала.

В скульптуре, пожалуй, как ни в каком ином виде художественного творчества, ясна его способность давать обобщённую метографическую форму жизненных явлений.

Слово «скульптура» нам известно уже давно, но вот какими возможностями обладает объёмное изображение, какие виды скульптурных изображений существуют, мы познакомимся сегодня на уроке. Кроме того, вы сами побываете в роли скульпторов и создадите из пластилина скульптуру животного.

3. Изучение нового материала.

(Сообщения учащихся сопровождаются показом слайдов и комментариями учителя.)

Скульптура – древнейший вид искусства, возникший на заре существования человечества. Что же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов искусства? (Слайд 1.) В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста. Скульптура, в отличие от живописи, имен настоящий, реальный, а не изображённый объём. Круглую статую можно обойти и увидеть со всех сторон, оценив разные точки зрения. К скульптуре можно прикоснуться рукой, ощутить шероховатую или гладкую поверхность камня, округлость формы. Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твёрдых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки.

1-й ученик: Что изображает скульптура.

Основной предмет изображения в круглой скульптуре – человек, хотя иногда скульпторы изображают животных и птиц, а ещё реже – неодушевлённые предметы. (Слайд 2.) Возможности скульптуры существенно отличаются от возможностей живописи. В круглой скульптуре весьма сложно воспроизвести картины природы, нельзя показать особенности воздушной атмосферы. Изображая в основном только человека, скульпторы, тем не менее, умеют выразить в его телесной форме любые идеи – от лирических, задушевных до самых грандиозных и величественных. (Слайд 3.)

2-й ученик: Скульптура – не копия натуры.

Подобно любому из художников, скульптор должен уметь верно передавать натуру (т. е. собственно то, что является предметом изображения). Он должен хорошо знать строение человеческого тела, его пропорции, мускулатуру, уметь достоверно показывать движение. (Слайд 4.) но скульптор вовсе не стремится точно копировать то, что видит в жизни. Если сделать точную копию человеческого лица или фигуры, получится нечто весьма неприглядное – застывший, неживой двойник. Для того чтобы получилось произведение искусства, отражающее чувства и раздумья скульптора, необходимо отображать самое важное, существенное, убрать ненужные детали, а что-то выделить, подчеркнуть, преувеличить. Скульптор не копирует, он творит, создаёт новую форму. (Слайд 5.)

3-й ученик: Где можно встретить скульптуру.

Скульптура создаётся в мастерской скульптора, а встречается она повсюду – на улицах и площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в тишине музейных залов и в комнатах современных квартир. Скульптор создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, и художественные особенности её формы. (Слайд 6.)

ФИЗМИНУТКА (Приложение 3)

4-й ученик: Виды скульптуры.

Существует несколько видов скульптуры (Слайд7).

Монументальная скульптура. (Слайд 8, 9.)

Монументальная (от латинского moneo – «напоминаю») скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека. В них проявляется способность скульптуры воплощать в обобщённых образах великие идеи. Чем грандиознее замысел, там больше ваятель должен проявить творческой фантазии, чтобы добиться ясности и выразительности пластических форм.

5-й ученик: Парковая скульптура. (Слайд 10, 11.)

Мраморные и бронзовые статуи часто встречают нас на аллеях старинных парков, украшают фонтаны. Такая скульптура обычно не выражает больших, значительных идей. Она служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в создании совершенных форм.

6-й ученик: Скульптура малых форм. (Слайд 12, 13.)

Скульптура может быть предназначена для жизни в интерьере. Это так называемая скульптура «малых форм». Такие статуэтки созданы для долгого рассматривания. «собеседования» с хозяевами дома. Их выполняют особенно тщательно, уделяя особое внимание мелким деталям и подробностям. У мелкой пластики чаще всего нет постамента, лишь иногда – небольшая подставка.

Учитель: Фасады дворцов и храмов (рельеф). (Слайд 14, 15).

Существует два основных вида пластики: круглая скульптура и рельеф. Их возможности и особенности очень сильно отличаются. Круглая скульптура «живёт» в свободном пространстве, её можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Рельеф (от латинского rilievo – «выступ, выпуклость, подъём») подобен объемному рисунку, выполненного в глине или в камне. На ровной поверхности камня. Дерева или другого материала скульптор вылепливает, вырезает или высекает изображения фигур, предметов, нередко создавая сложные сюжетные композиции. При этом изображение остаётся связанным с фоном, выступает из него – выпукло или совсем чуть-чуть, оставаясь плоским.

Скульптурные рельефы нередко являются частью декоративного убранства храмов и дворцов. Они непосредственно связаны с архитектурой, а их сюжеты часто «рассказывают нам о здании или о его хозяине.

Виды рельефа. (Слайд 16, 17, 18, 19, 20, 21)

В зависимости от того, насколько объёмно изображение фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют два вида рельефа:

  • Барельеф – низкий, достаточно плоский рельеф. Используют на медалях и монетах, для украшения архитектурных сооружений.
  • Горельеф – высокий рельеф, скульптурное изображение отступает от фона и даётся почти в полный объём. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти круглыми. Иногда они выглядят как статуи, приставленные к плоскости гладкого фона.
  • Живописный рельеф – по своим особенностям напоминающий живописную картину.
  • Врезанный рельеф – изображение в таком рельефе не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. Контуры и изображения словно процарапаны скульптором на поверхности камня.
  • Геммы – рельефы на драгоценных и полудрагоценных камнях, украшениях. Заглубленное изображение, врезанное вглубь твёрдого минерала, называется «инталия», а выпуклое, выступающее над поверхностью камня – «камея».

Материалы скульптора. (Слайд 22, 23, 24, 25, 26, 27.)

- «Тот и не был скульптором. Кто скажет вам: мне всё равно: можно ту вещь исполнить и в мраморе, можно и в бронзе», - писал русский скульптор И. Ефимов. Каждый материал наделяет скульптуру своими качествами, словно отдаёт произведению частицу своей души. Все материалы скульптора можно разделить на мягкие и твёрдые.

Мягкие материалы – это глина, пластилин, воск. Работая с этими материалами, скульптор, собственно говоря, занимается лепкой – он вылепливает, постепенно наращивая объём будущей статуи.

Твёрдые материалы – различные камни – мрамор, известняк, песчаник, а также дерево и слоновая кость. Из твёрдого, прочного камня с древнейших времён высекали скульптуры гробниц и храмов.

Металл – особняком среди материалов скульптора стоят металлы: бронза, медь, чугун и золото. Способ изготовления металлических скульптур особый – сначала создаётся модель будущего произведения, а затем с неё делают металлическую отливку.

ФИЗМИНУТКА (Приложение 3)

4. Постановка художественной задачи. Практическая работа.

Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и выполнить фигуру какого-либо животного. Но сначала, давайте повторим основные способы лепки. (Работа то схемам-таблицам)

Основные приёмы лепки: отрываем, раскатываем, соединяем.

  1. Яйцо;
  2. Капля;
  3. Колбаска;
  4. Жгутик;
  5. Завиток;
  6. Морковка;
  7. Лепёшка;
  8. Полоска;
  9. Пластик;
  10. Трубочка;
  11. Соломка.

Самостоятельная работа детей.

5. Выставка детских работ. Обобщение полученных знаний. (Слайд 28.)

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что обозначает слово «скульптура»?

Перечислите виды скульптуры.

Перечислите материалы скульптора.

6. Итог урока. Оценивание.

Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня вы все потрудились на славу. Благодарю вас за сотрудничество.

7. Домашнее задание.

Принести изображения разных видов скульптуры.