Проблема одиночества человека в информационном обществе. Одиночество в современной жизни — естественная реакция на развитие общества? Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Вряд ли найдется человек, который хотя бы иногда не испытывал состояния одиночества. В течение жизни мы теряем друзей, любимых, близких людей.

Чтобы избавиться от одиночества, есть два пути: либо научиться принимать это чувство и справляться с ним, переключаясь на иные значимые дела, например найти интересное занятие, увлечение, хобби, с головой уйти в работу, либо учиться по-новому строить взаимоотношения с людьми, чтобы не чувствовать своего одиночества, найти новых друзей и спутника жизни.

Жизнь каждого человека – одна-единственная и проходит она удивительно быстро. Не решаемая проблема одиночества для многих людей – это не столько проблема, сколько их реальная, единственная жизнь, которую они хотят прожить хорошо, благополучно, успешно, разнообразно и полноценно. Это их право и право это надо уважать.

Все мы разные и каждый из нас выбирает свой жизненный путь. Для одного – одиночество – это тягостное существование, наполненное депрессией и ощущением собственной неполноценности, для другого – спокойная, размеренная жизнь для себя, возможность сделать успешную карьеру или заняться творчеством. Одиночество бывает разным, с ним связаны не только негативные эмоции, но и радость и удовольствие. Многие люди ищут его, уставая от общения и сознательно сокращая количество своих контактов с окружающими.

Многие периоды жизни человека обязательно связаны с одиночеством, и переживания в период одиночества зависят не столько от изоляции, сколько от отношения человека к самому себе.

В одиночестве мы имеем возможность выбирать, чем заняться и, во многих случаях, эти занятия довольно полезны и разнообразны.

Одиночество позволяет нам осмыслить свой жизненный опыт и часто стимулирует, «подхлестывает» нас к активному поиску интересного и содержательного общения. Именно после периода одиночества мы начинаем больше ценить дружеские или любовные отношения, становимся менее требовательными и более терпимыми к своему партнеру. Можно сказать, что одиночество учит нас мудрости и любви.

Мы начинаем жить полноценно и счастливо не только тогда, когда боремся за какие-то изменения в своей жизни или отчаянно меняем самих себя, но и тогда, когда мы умеем любить себя такими, какие мы есть без всяких изменения, и принимать свою жизнь такой, какая она реально получается или складывается. Важно выбирать то, что нравится, – одиночество или семью, с достоинством принимать то, что получается, иметь уверенность в своем выборе, не отчаиваться, не испытывать комплекс неполноценности и стремиться к гармонии в своей жизни.

Одиночество воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание.

Одна из самых отличительных черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно все охватывающее. В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак моей самости; оно сообщает мне, кто я такой в этой жизни. Одиночество – особая форма самовосприятия, острая форма самосознания. Не обязательно абсолютно полно и точно понимать все свои состояния, однако одиночество требует к себе самого серьезного внимания.

В процессе обыденной жизни мы воспринимаем себя лишь в определенном отношении к окружающему миру. Мы переживаем свое состояние в контексте сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества говорит нам о нарушениях в этой сети. Часто одиночество появляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу или желательность этого или потребности просто быть в контакте с кем-либо. Основополагающим моментом в таких случаях выступает осознание отсутствия чего-то, чувство потери и крушения. Это может быть осознание своей исключительности и неприятия тебя другими. С точки зрения экзистенциальной феноменологии (которая очень уместна в данном случае) одиночество грозит расколоть или даже разорвать интенциональную структуру личности, особенно в интерсубъектной области. Выражаясь менее научно, одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности.

Учитывая сказанное, можно предложить следующее определение одиночества. Одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Расстройство, которое вызывает данное переживание, часто побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой болезни, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное.

Эмоциональные состояния одинокого человека – отчаяние (паника, ранимость, беспомощность, изолированность, жалость к себе), скука (нетерпение, желание все изменить, скованность, раздражительность), самоуничижение (ощущение собственной непривлекательности, глупости, никчемности, застенчивость). Одинокий человек как бы гласит: «Я беспомощен и несчастен, полюбите меня, приласкайте меня». На фоне сильного желания такого общения возникает явление «психического моратория» (термин Э. Эриксона):

– возврат к детскому уровню поведения и желание как можно дольше отсрочить приобретение взрослого статуса;

– смутное, но устойчивое состояние тревоги;

– чувство изоляции и опустошенности;

– постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что что-то случится, эмоционально воздействовать и жизнь резко изменится;

– страх перед интимным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола;

– враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ролей;

– презрение ко всему национальному и нереальная переоценка всего иностранного (хорошо там, где нас нет).

Чаще всего реакцию на одиночество можно определить как «печальную пассивность» (К. Рубинстайн и Ф. Шейвер). Что это за реакция? Поплакать, поспать, ничего не делать, поесть, посмотреть телевизор, напиться или «отключиться», лежать на диване и размышлять, фантазировать. Конечно, такие способы лишь усугубляют одиночество.

Лучше «активное уединение». Начать что-нибудь писать, заняться любимым делом, сходить в кино или театр, почитать, музицировать, заняться физическими упражнениями, послушать музыку и потанцевать, сесть учить уроки или начать делать какую-то работу, пойти в магазин и растратить сэкономленные деньги.

Надо не бежать от одиночества, а поразмышлять, что можно сделать, чтобы преодолеть свое одиночество. Напомнить себе, что у вас в действительности есть хорошие отношения с другими людьми. Подумать о том, что у вас есть хорошие качества (задушевность, глубина чувств, отзывчивость и т.д.). Сказать себе, что одиночество не вечно и что дела пойдут лучше. Подумать о занятиях, в которых вы всегда преуспевали в жизни (спорт, учеба, домашнее хозяйство, искусство и т.д.). Сказать себе, что большинство людей бывают одинокими и в тот или иной момент времени. Отвлечься от чувства одиночества, серьезно задумавшись о чем-то другом. Подумать о возможной пользе испытанного вами одиночества (сказать себе, что вы научились быть уверенным в себе, поняли свои новые цели отношений с обществом, друзьями, любимыми – с теми, с кем произошел разрыв отношений).

Еще лучше, если вы попытаетесь изменить свою жизнь. Попытайтесь быть более дружелюбным с другими людьми (скажем, приложите усилия к тому, чтобы заговорить с родителями, одноклассниками). Сделайте что-нибудь полезное для кого-то (помогите однокласснику выполнить домашнее задание, добровольно возьмитесь выполнять общественное поручение и т.д.). Попытайтесь найти новые способы встречаться с людьми (вступите в клуб, секцию, пойдите на диспут, на дискуссию, на вечер и т.д.). Предпримите что-нибудь, что сделает вас более привлекательным для других (перемените прическу, купите или сшейте новую одежду, перейдите на диету, займитесь физкультурой). Сделайте что-нибудь для улучшения своих социальных навыков (научитесь танцевать, научитесь быть более уверенным в себе, овладейте психорегуляцией, выполните все упражнения в книге и т.д.).

Используя эти способы, вы преодолеете одну из самых опасных качеств «психологического моратория» – поиск негативной идентичности («хочу стать ничем», тенденция к самоубийству).

Все исследователи сходятся на том, что одиночество связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, истории, семьи, природы, культуры. Причем современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного принудительного общения («одинокая толпа», одинокие и далекие, как планеты во Вселенной, члены семьи, одноклассники, ежедневно встречающиеся подруги), когда человек чувствует тягостный разлад с самим собой, страдание и кризис своего «Я», оторванность и лишение смысла мира («распалась связь времен» – помните Гамлета?). Вынужденное общение, массовое производство одинаковых маек, брюк, клипсов, причесок, выражения лиц, фраз, вкусов, оценок, стилей поведения, привычек, чувств, мыслей, желаний уничтожает нашу уникальность и неповторимость, стирает представление о себе как самоценности.

А общение появляется при разнообразии. Два абсолютно одинаковых человека будут интересны друг другу, ведь общение создается как общность разнообразия. Один атом никогда не соединится в молекулу с подобным атомом. Чтобы появилась молекула, нужны валентности атомов, их разнообразие, тогда будет возможность для перехода электронов, для образования общих электронных полей. Так и общение людей появляется лишь при соответствующей уникальности людей. И это многообразие различий создает человеческую общность, спаянность и слияние людей. А казарменное единообразие лишь маскирует полное равнодушие людей друг к другу (как жуки в банке или песчинки в куче песка). Только принятие и культивирование своей уникальности и уникальности другого может противостоять нарастанию одиночества в современном мире.

Автор статьи: Мария Барникова (врач-психиатр)

Одиночество в современной жизни — естественная реакция на развитие общества?

10.02.2015

Мария Барникова

Одиночество – это современная «болезнь» нашего общества, которую пока безуспешно пытаются одолеть психотерапевты. При этом глобальный характер она носит в развитых и урбанизированных странах. То есть с развитием человечества, эволюционируют также различные фобии и социологические проблемы. В далекие от нас времена, человек, который пытался выжить в одиночку, был заранее обречен на страдание и тяжелое существование, […]

Одиночество – это современная «болезнь» нашего общества , которую пока безуспешно пытаются одолеть психотерапевты. При этом глобальный характер она носит в развитых и урбанизированных странах. То есть с развитием человечества, эволюционируют также различные фобии и социологические проблемы. В далекие от нас времена, человек, который пытался выжить в одиночку, был заранее обречен на страдание и тяжелое существование, именно поэтому их причисляли к мученикам, святым или отшельникам. Только сообща община людей могла продуктивно развиваться, давать отпор врагу и вести успешную хозяйственную деятельность. Другими словами, еще сто лет назад у человека не было физической возможности оставаться одному, и при этом быть самодостаточным и успешным.

Тенденция к одиночеству

Всемирная сеть Internet , совершенствование транспортной международной системы и глобализация мировых процессов, постепенно нивелировали потребность в тесных связях между людьми ради развития общества. К примеру, сегодня во многих сферах деятельности (особенно это касается области культуры, высоких технологий, научных исследований – достаточно высокооплачиваемых направлений) роль массовых коллективных усилий для достижения успеха, ничем не отличается от разобщенных действий одиночек, объединенных Всемирной паутиной, под управлением небольшого количества талантливых руководителей. Кроме этого, развитие средств массовой информации и компьютерной индустрии привлекают к себе все больше внимания. В эти проекты вкладываются значительные денежные средства, цель которых удержать внимание зрителя как можно дольше.

И это только несколько из основных причин, стимулирующих развитие тенденции к одинокому способу жизни. Человек получил реальную возможность быть успешным без тесного контакта с социумом, именно это и является главной причиной такого явления как одиночество. Но потребность общения и контакта никуда не исчезли, просто они атрофировались, исказились, приняли ложные формы. Такая псевдосвобода, в действительности, лишает возможности вести естественный образ жизни. Худшим сценарием развития подобной ситуации, являются попытки носителей одинокого образа жизни, навязать свое мнение другим, своего рода найти подтверждение правильности своих действий среди остальных людей.

Это не касается тех людей, которые в силу определенных причин стали одинокими или не могут наладить общение: инвалиды, люди в возрасте или те, кто страдает нарушением психики. Речь идет о тех, кто добровольно замкнулся в себе и искренне верит в то, что одиночество, это нормальный образ жизни, естественная реакция на развитие современного общества. При этом многие идут дальше и отвергают семейные узы, ценности. Самый загадочный фактор в такой ситуации это то, что явлению социального одиночества в современных условиях подвержены люди молодого и среднего возраста, которые еще имеют психологическую и родительскую поддержку людей более зрелого поколения – своих родителей, которые выросли в условиях тесных общественных связей. Сложно предсказать, что будет в будущем, когда вырастет целое поколение одиноких людей, воспитанное одиночками.

Спрятаться от всех

Для многих одиночество – это своеобразная ширма, которая позволяет скрыть свои комплексы или другие недостатки, которые с течением лет будут все более прогрессировать. Не пытаясь приобщиться к социуму, противопоставляя себя ему, человек бессознательно (в редких случаях это происходит в полном понимании происходящего) боится быть самим собой и замыкается себе. Такой «защитный кокон» дает иллюзию правильности происходящего, дает силы на поддержание эффекта независимости и успешности. Отделившись такой ширмой от всего мира, удобно и приятно пестовать в собственном сознании свою бесценность и уникальность, формировать высокую самооценку и веру в высшее предназначение.

Именно это и происходит со многими физически и социально полноценными людьми. Выпестованный образ собственной значимости, а-ля центр Вселенной, формирует необоснованную уверенность в правильности подобных действий. Замыкаясь и концентрируя все свое внимание на себе, необоснованно возвышая свое эго, человек постепенно теряет способность любить и сострадать – чисто, светло и искренне. Черствеет сердце, появляется сарказм и цинизм, которые являются прикрытием для самой обыкновенной зависти к тем людям, которые имеет уютный семейный очаг и любящую семью, верных друзей. Вот только та самая иллюзия не дает возможности понять настоящую реакцию души на эти явления, она искривляет и извращает увиденное, предоставляя человеку возможность вновь заняться самообманом. Одиноко бредущие по жизни – по-своему несчастны, но при этом довольно часто успешные люди в современной жизни. Но вот только – жизнь ли это, отгородиться от окружающего мира в пределах своего «Я»? Да, каждый человек индивидуален и неповторим, но желания в своей основе, на протяжении тысячелетий, остаются те же: потребность быть любимым и любимой, гордиться в старости своими детьми и внуками, быть желанным и иметь в этой сложной жизни опору в близких друзьях.

Объявим борьбу одиночеству

Сегодня человеку все тяжелее себя понять, возникает все больше факторов, которые мешают и искажают восприятие этих основных для человека потребностей. Именно поэтому в городах появляется все больше одиночек. В крупных населенных центрах проще найти суррогат-заменитель (для каждого человека он свой) для настоящих чувств, отсутствие которого вызывает самую настоящую ломку. Чаще всего человек-одиночка – это личность, которая на определенном этапе, в силу обстоятельств, противопоставила себя обществу. Именно поэтому такое явление должно быть временным, но никак не постоянным. Оно могло возникнуть как защитный механизм в детстве из-за насмешек товарищей или во взрослой жизни от издевательств мужа, бывает и так. Но очень важно с одиночеством бороться, не закрываться от внешнего мира, впустить в себя хотя бы его небольшую часть и обрести покой, который так необходим мятежной душе.

Если вам понравилась данная статья, обратите внимание на материал посвященный .

Оценка статьи:

читайте также

Все статьи

Одиночество человека в современном мире

«Мы рождаемся в одиночестве, живем в одиночестве и умираем в одиночестве» (Ошо)

Проблема одиночества является одной из важных проблем философии и культурологии. В современном обществе все люди, по сути одинаковы, так как подчиняются одним и тем же желаниям. И, пожалуй, каждый современный человек сталкивался в той или иной мере с чувством одиночества. Проблема одиночества остро проявила себя в последние десятилетия, и с каждым годом все больше усугубляется. Не секрет, что большинство жителей мегаполисов чувствуют себя одинокими.

Что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология? Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество то, как единственно возможную основу человеческого бытия, то, как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то, как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил.

Одиночество начинается с выброшенности человека в мир вещей. Раньше в маленькой общине каждый чувствовал себя уютно, сейчас же индивид один на один с Вселенной. «Я» в мире, подвергается влиянию, но при этом принадлежит не только миру. Но и себе самому.

Наиболее остро проблема одиночества выражена в наиболее острой форме проявляется в подростковом возрасте, когда происходит поиск собственной идентичности и связей с окружающим миром. Ощущение бессмысленности своего существования актуализирует переживания одиночества, беспомощности, страха. Если подросток не находит поддержки и понимания во взаимоотношениях со взрослыми, то он обращается к таким же сверстникам, которых «не поняли» окружающие. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно­групповым. проблема одиночество творчество ценность

Следующим этапом одиночества в жизни является результат неправильно построенных взаимоотношений с окружающими, более глубоко - результат неправильного мировоззрения. Зачастую, одиночество возникает после разочарования в каких-то отношениях (между родителями-детьми, друзьями, возлюбленными). За разочарованием следует страх возобновить подобные отношения, страх душевной боли, которую они снова могут причинить. Внешне сильные люди, после такого опыта, сознательно замыкаются на себе. Внешне такие люди довольно активны, погружаются в работу с головой, чтобы заработать больше. Но только внешне, внутренне она осталась, постепенно опуская личность к депрессии.

Еще одно проявления одиночества в творческой деятельности человека. Творческая личность, как и большинство людей, на протяжении всей жизни испытывает такое состояние как одиночество. При этом речь может идти как о научном творчестве, так и о религиозном, и о художественном. Дело в том, что, с одной стороны, творческий человек отражает интерес к поставленной проблеме у окружающих, с другой - выплескивает субъективные переживания, затрагивающие его личность. Нельзя утверждать, что творцы ищут одиночества. Напротив, они бегут от него. Но так как чаще всего эти люди достаточно неординарны и сложны в общении, зачастую неуравновешенны, иногда психически нездоровы, то одиночество, как водится, является спутником их жизни. Таким образом, формирование творческих коллективов, попытки сблизиться насколько это возможно, хотя бы на уровне профессиональной деятельности - одна из форм бегства талантливых (а порой и гениальных) людей от собственного одиночества. Следует отметить, что одиночество творческой личности усугубляется не только личными качествами, но и социальными условиями. Многие творческие люди предпочитают одиночество, так как считают это состояние наиболее плодотворным, когда в голове рождаются лучшие идеи и способы их реализации.

Ну и последний этап проявления одиночества в жизни человека это одиночество пожилых людей. В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Одиночество может возникнуть из тоски, связанной с неумением самостоятельно организовывать свое время. Со старостью приходят опасения и одиночество, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти.

Положительные моменты одиночества человека в современном мире:

  • 1. в качестве аргумента «за» выступает свобода действий и выбора.
  • 2. нет страха быть обманутым и отвергнутым.
  • 3. часто в одиночестве человек находит себя, путём анализа своей предыдущей жизни, своих взглядов, чувств.

Отрицательные моменты:

  • 1. Человек, который не играет никаких социальных ролей, начинает считать себя никчемным, бесполезным для общества.
  • 2. Развивается недоверие к людям. Срабатывает естественная защитная реакция организма и человек стремится к уединению.
  • 3. Одиночество несет с собой только грусть, печаль, пустоту, отчаяние, тоску и разочарование.

Проблема одиночества является одной из актуальных проблем в социальной и духовной жизни современного общества, однако о природе одиночества, его сущности и причинах возникновения в современном обществе известно мало. Однако в действительности проблема одиночества существует реально. В настоящее время все большее количество людей испытывает это чувство в силу влияния кризиса современной российской культуры. Люди, страдающие, одиночеством со временем в определенной степени утрачивают позитивные человеческие качества и духовные ценности. Одиночество у них может переходить в хроническое состояние, которое приводит к психическим расстройствам, к деградации личности и, следовательно, деградации общества. Одиночество - это то, в чём нередко страшно признаться даже самому себе, о чём неловко, а иногда и неприлично, рассказать кому-то другому.

1. Философия одиночества

О феномене одиночества написано и сказано много: философы, писатели, поэты - все исследовали его, чтобы прояснить его суть.

Одиночество преследует человека на протяжении всей его истории. В наши дни оно стало социальным бедствием, настоящей болезнью современного общества. Попытки философского осмысления этого феномена также имеют очень давние традиции. Но только в XX веке, по словам Н.А. Бердяева проблема одиночества стала "основной философской проблемой, с ней связаны проблемы "я", личности, общества, общения, познания”. Среди существующих философских школ наибольшее внимание этому вопросу уделяется в экзистенциальном и феноменологическом направлениях. В работах Сартра, Гуссерля, Камю, Бубера, Хайдеггера и других одиночество человека в мире (вброшенность в мир) занимает одно из центральных мест.

Одиночество принадлежит к числу тех понятий, реальный жизненный смысл которых, казалось бы, отчетливо представляется даже обыденному сознанию. Но эта интуитивная ясность обманчива, ибо она скрывает сложное, подчас противоречивое философское содержание понятия, ускользающее от рационального описания.

Одиночество часто рассматривается как нечто деструктивное по отношению к личности, мешающее ей жить, ставящее преграды и ломающее ее. И часто одиночество рассматривается как следствие давления внешнего мира на личность, которое и вынуждает ее отгораживаться от него, бежать, одновременно страдая от этого.

Одиночество почти всегда воспринимается нами как трагедия. И мы бежим с его вершины вниз, не в силах вынести общение с собственным Я.

Но бегство от одиночества есть бегство от самого себя. Ибо только в одиночестве мы можем понять свое существование как нечто нужное близким и заслуживающее небезразличия и общения. Только пройдя врата одиночества, человек становится личностью, которая может заинтересовать мир. Одиночество - это ось, пронизывающая нашу жизнь. Вокруг нее вращается детство, молодость, зрелость и старость. По сути дела, человеческая жизнь есть бесконечное разрушение одиночества и углубление в него.

Одиночество есть прозрение. В его безжалостном свете замирает обыденность и проступает все самое главное в жизни. Одиночество останавливает время и обнажает нас.

Бегство от одиночества есть бегство в одиночество - то самое одиночество в толпе, на работе, наедине с женой и детьми. Бегство от одиночества - это приближение к космическому одиночеству старости.

Как избежать этого одиночества? Ответить на этот вопрос можно только через появление нового более глубокого вопроса: "В чем смысл одиночества?" Ответом же на него может быть только философия одиночества.

Мышление одиночества всегда распахивает перед нами бездну. В одиночестве мы встречаемся с Богом или дьяволом, обретаем себя или падаем ниц. Поэтому тема одиночества, как и тема смерти, запретная для нашего сознания.

Одиночество можно рассматривать как фундаментальный антипод самим основам человеческого общежития, гуманным межличностным отношениям и, в конечном счете, самой сущности человека. Еще Аристотель заметил, что человек вне общества либо бог, либо зверь. Разумеется, центробежные силы, вырывающие личность из присущего ей социального контекста и ставящие ее в положение "бога" или "зверя", связаны и с такими феноменами, как индивидуализм, эгоцентризм, изолированность, отчуждение и т.д. Но в итоге все эти разнопорядковые факторы, отражающие сложные процессы социального развития общества, приводят к единому результату - к устойчивому состоянию одиночества, связанному с переживанием личностью своей трагической "атомарности", затерянности и заброшенности в безбрежные и теряющие для нее смысл просторы социума. В отличие от объективно возникшей изолированности, которая субъективно может и не восприниматься таковой, одиночество фиксирует внутренний, рефлективный разлад человека с самим собой, сосредоточение на неполноценности своих отношений с миром "других" людей.

Одиночество относится к тем проблемам, которые преследуют человека на протяжении всей его истории. С недавних пор одиночество стали называть социальным бедствием и в настоящее время - это уже опасная болезнь, болезнь многоликая и коварная, вызывающая одновременно сострадание и протест.

Бесправие, нищета, голод, угнетение, войны - беды человечества. Их проявления, как правило, очевидны, а потому и борьба с ними принимает характер мощных движений протеста, объединяющих людей общей целью, возвышающих в человеке человеческое.

Иное дело одиночество. Чаще всего оно не афиширует свое наступление на личность. Однако, как замечают американские исследователи У. Снетдер и Т. Джонсон, "одиночество становится всепроникающим явлением в нашем обществе. Ярко выраженное одиночество - это главная проблема как в аспекте личного, так и общественного духовного благополучия".

Чего же больше в одиночестве беды или вины человека? Кто он, жертва внешних обстоятельств, вызывающая искреннее сострадание, или эгоцентрик, совершивший преступление прежде всего по отношению к самому себе? Дать однозначный ответ на эти вопросы не просто, тем более что они не исчерпывают всех возможных альтернатив.

Тяжкий недуг одиночества всепроникающ и многолик. Наивно полагать, что ему подвержены лишь рефлектирующие субъекты, склонные к философствованию. Одиночество подчас обрушивается на вполне "благополучных" людей. Ни материальные блага, ни причастность к истеблишменту, ни внешне благополучное существование личности, воспринимающей западный образ жизни как данность, не в силах отвратить от нее рано или поздно наступающее одиночество, подводящее печальный итог всей прожитой жизни. Авторы сборника "Анатомия одиночества" справедливо отмечают, что многие люди испытывают наиболее мучительное состояние одиночества не в физической изолированности, а как раз в центре группы, в кругу семьи, и даже в обществе близких друзей.

Все исследователи сходятся в том, что одиночество в самом общем приближении связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности. Естественно, что под "оторванностью" понимается не физическая изолированность, а скорее нарушение контекста многогранных связей, объединяющих личность с ее социальным окружением.

Одиночество, в отличие от объективной изолированности человека, которая может быть добровольной и исполненной внутреннего смысла, отражает его тягостный разлад с обществом и самим собой, дисгармонию, страдание, кризис "Я".

Теоретическое и художественное осмысление одиночества имеет давние традиции. И было бы неверно связывать его исключительно с XX в, или с развитием капиталистического производства. Еще в ветхозаветной книге Екклезиаста приводятся слова, подтверждающие, что одиночество воспринималось людьми той эпохи как трагедия: "Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; и всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством" (4: 8). Драматизм утраты человеком связи с миром других людей пронизывает этот библейский текст, ставший практически первым отдаленным отголоском экзистенциалистского пессимизма.

Глубокие корни философии одиночества во многом пронизывают современное видение человека и межличностных отношений. Речь идет не только о собственно философской рефлексии в узком смысле слова, но и о широком распространении устойчивых мотивов одиночества во всей современной западной культуре.

"Для художника драма одиночества представляет собой эпизод трагедии, в котором мы все играем и представление которой заканчивается только с нашим уходом в вечность", - пишет известный французский кинорежиссер Жан Ренуар. Именно искусство, с его повышенной восприимчивостью к социально-этическим и психологическим вопросам, остро реагирует на умерщвляющее гуманистические ценности влияние индивидуалистической философской позиции, приводящей художника к драме одиночества.

"Одиночество это столь же богатая, сколь и несуществующая тема, - продолжает Ж. Ренуар. Ведь одиночество - это пустота, населенная призраками, которые приходят из нашего прошлого". "Призрачное" прошлое исподволь, но властно начинает формировать видение настоящего, причем в качестве отчужденной реальности. Эта иллюзорная реальность превращается в доминанту развития творческой индивидуальности художника. Воистину "мертвый тащит живого".

Если бы мы захотели получить самую утонченную трактовку чувства одиночества, то не нашлось бы ничего лучшего, чем обратиться к таким авторам, как Паскаль и Ницше. Согласно Паскалю, совершенно одинокий человек заброшен в бессмысленное бытие. На лоне бесконечной и пустой вселенной он в ужасе сталкивается со своим собственным одиночеством. Чувство глубокой изоляции и покинутости, которое мы обнаруживаем в определенных патологических состояниях, - это рана для каждого из нас с того момента, как только мы осознаем крайнюю условность нашего бытия и метафизическую изгнанность.

"Созерцая всю безмолвную вселенную и человека, оставленного во тьме на произвол судьбы, заброшенного в эти закоулки вселенной, не ведающего, на что надеяться, что предпринять, что будет после смерти. меня охватывает ужас как человека, которому пришлось заночевать на страшном необитаемом острове, который, проснувшись, не знает, как ему выбраться с этого острова, и не имеет такой возможности" [Паскаль].

Также и у Ницше мы находим утверждение, что со смертью Бога человек сразу же оказывается в положении окончательного одиночества. "Последний человек" в сочинении Ницше "Так говорил Заратустра" фактически осознает, что все мы и каждый из нас в отдельности приговорены к метафизическому одиночеству. Ужасающе одиночество последнего философа!

"Я называю себя последним философом, ибо я есть последний человек. Никто, кроме меня самого, не обращается ко мне, и мой голос долетает до меня, как голос умирающего!. Вы помогаете мне прятать мое одиночество от себя самого и направлять мой путь ко многим и к любви через ложь, ибо сердце мое не в силах вынести ужас самого одинокого одиночества, оно заставляет меня говорить так, как если бы я раздвоился". Как отмечает Ясперс, Ницше написал это в 1876 г., будучи молодым профессором, окруженным, вероятно, друзьями. Работа "Так говорил Заратустра" еще даже не появлялась на литературном горизонте. Но и сам Ницше рассматривает свое сочинение и высказанные в нем положения скорее как личный факт, нежели как представление об универсальном положении человечества.

Мы рождаемся одинокими и живем одинокими. Лучше всего, наверное, это положение человека выразил Томас Вулф, описывая в своем первом большом романе зарождение самосознания у Юджина Ганта:

"А когда его оставляли спать одного в комнате с закрытыми ставнями, где на пол ложились полоски густого солнечного света, им овладевало неизбывное одиночество и печаль: он видел свою жизнь, теряющуюся в сумрачных лесных колоннадах, и понимал, что ему навсегда суждена грусть - запертая в этом круглом маленьком черепе, заточенная в этом бьющемся, укрытом от всех сердце, его жизнь была обречена бродить по пустынным дорогам. Затерянный! Он понимал, что люди вечно остаются чужими друг другу, что никто не способен по-настоящему понять другого, что, заточенные в темной утробе матери, мы появляемся на свет, не зная ее лица, что нас вкладывают в ее объятия чужими и что, попав в безвыходную тюрьму существования, мы никогда уже из нее не вырвемся, чьи бы руки нас ни обнимали, чей бы рот нас ни целовал, чье бы сердце нас ни согревало. Никогда, никогда, никогда, никогда" [Вулф Т.]

История философии

Западная философия второй половины XIX - нач. ХХ веков: Современная западная философия отличается от «классического» этапа своего развития рядом особенностей, понять которые можно, только сопоставив этапы...

Все ионийские мыслители были натурфилософами, которые брали за субстанциально-генетическое начало мироздания одну из четырех стихий, причем не только в чисто физическом, но и в мировоззренческом смысле. Вода Фалеса, воздух Анаксимена...

Метафизика астрологии в философии Древней Стои

Пифагорейцы. «Подобно тому, как практические стремления пифагорейцев были направлены на то, чтобы упорядочить человеческую жизнь и дать ей гармоническую форму, так и примыкающее к этим стремлениям мировоззрение… имеет в виду, прежде всего...

Метафизика астрологии в философии Древней Стои

Анаксагор принципиально отличается в понимании первоначал от всех предшествующих ему философов, поскольку отвергает стихии в качестве первоначал. Первичны не стихии, а все без исключения состояния вещества...

Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему оно пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. Конкретные люди приходят к философским раздумьям...

Мировоззрение, его типы

Мировоззрение, его типы

Духовность философии, нацеленная на свободный поиск истины, непосредственно ведет к свободомыслию. В живом потоке исторически развивавшейся мировоззренческой культуры свободомыслие имело несколько сторон...

Наука античности

Термин восходит, вероятно, к Гераклиту или Геродоту. Платон и Аристотель впервые стали пользоваться понятием Философия, близким к современному. Эпикур и стоики усматривали в ней не столько теоретическую картину мироздания...

Теории бытия, сознания, исследование человеческой сущности

Логос - нечто явленное, оформленное и постольку "словесное"... сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всему безотчетному и бессловесному, безответному и безответственному...

Философия Гегеля

Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир - это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой Дух есть совершенно объективное...

Философия и методология науки

Философия знает три формы диалектики: 1. Античная, в своих суждениях опиралась на жизненный опыт, ее представители -- Гераклит, Платон, Зенон. 2. Немецкая идеалистическая диалектика, разработанная Кантом...

Философия и мифология. Закон отрицания отрицания

Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. Конкретные люди приходят к философским раздумьям, занятием философией разными путями...

Философия и наука

Иногда задают такие вопросы: что лучше - философия или наука, философия или искусство, философия или практика? Подобные вопросы неправомерны. Дело в том, что философия, наука, искусство, практика взаимодополняют друг друга...

Философия Ф. Ницше

Стиль Ницше -- напряженный, пророчески-безапелляционный или едкий-иронический. Он всё время воюет (на словах, конечно). Философия Ницше в целом очень напряженная. Он постоянно говорит сильные фразы, патетические или язвительно-ироничные...

Чаадаев и его концепция России

«Философическое письмо» Чаадаева (1836), опубликованное в журнале «Телескоп», дало мощный толчок развитию русской философии. Его сторонники оформились в западников, а его критики -- в славянофилов...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Одиночество человека в современном мире

«Мы рождаемся в одиночестве, живем в одиночестве и умираем в одиночестве» (Ошо)

Проблема одиночества является одной из важных проблем философии и культурологии. В современном обществе все люди, по сути одинаковы, так как подчиняются одним и тем же желаниям. И, пожалуй, каждый современный человек сталкивался в той или иной мере с чувством одиночества. Проблема одиночества остро проявила себя в последние десятилетия, и с каждым годом все больше усугубляется. Не секрет, что большинство жителей мегаполисов чувствуют себя одинокими.

Что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология? Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество то, как единственно возможную основу человеческого бытия, то, как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то, как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил.

Одиночество начинается с выброшенности человека в мир вещей. Раньше в маленькой общине каждый чувствовал себя уютно, сейчас же индивид один на один с Вселенной. «Я» в мире, подвергается влиянию, но при этом принадлежит не только миру. Но и себе самому.

Наиболее остро проблема одиночества выражена в наиболее острой форме проявляется в подростковом возрасте, когда происходит поиск собственной идентичности и связей с окружающим миром. Ощущение бессмысленности своего существования актуализирует переживания одиночества, беспомощности, страха. Если подросток не находит поддержки и понимания во взаимоотношениях со взрослыми, то он обращается к таким же сверстникам, которых «не поняли» окружающие. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно­групповым. проблема одиночество творчество ценность

Следующим этапом одиночества в жизни является результат неправильно построенных взаимоотношений с окружающими, более глубоко - результат неправильного мировоззрения. Зачастую, одиночество возникает после разочарования в каких-то отношениях (между родителями-детьми, друзьями, возлюбленными). За разочарованием следует страх возобновить подобные отношения, страх душевной боли, которую они снова могут причинить. Внешне сильные люди, после такого опыта, сознательно замыкаются на себе. Внешне такие люди довольно активны, погружаются в работу с головой, чтобы заработать больше. Но только внешне, внутренне она осталась, постепенно опуская личность к депрессии.

Еще одно проявления одиночества в творческой деятельности человека. Творческая личность, как и большинство людей, на протяжении всей жизни испытывает такое состояние как одиночество. При этом речь может идти как о научном творчестве, так и о религиозном, и о художественном. Дело в том, что, с одной стороны, творческий человек отражает интерес к поставленной проблеме у окружающих, с другой - выплескивает субъективные переживания, затрагивающие его личность. Нельзя утверждать, что творцы ищут одиночества. Напротив, они бегут от него. Но так как чаще всего эти люди достаточно неординарны и сложны в общении, зачастую неуравновешенны, иногда психически нездоровы, то одиночество, как водится, является спутником их жизни. Таким образом, формирование творческих коллективов, попытки сблизиться насколько это возможно, хотя бы на уровне профессиональной деятельности - одна из форм бегства талантливых (а порой и гениальных) людей от собственного одиночества. Следует отметить, что одиночество творческой личности усугубляется не только личными качествами, но и социальными условиями. Многие творческие люди предпочитают одиночество, так как считают это состояние наиболее плодотворным, когда в голове рождаются лучшие идеи и способы их реализации.

Ну и последний этап проявления одиночества в жизни человека это одиночество пожилых людей. В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Одиночество может возникнуть из тоски, связанной с неумением самостоятельно организовывать свое время. Со старостью приходят опасения и одиночество, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти.

Положительные моменты одиночества человека в современном мире:

1.в качестве аргумента «за» выступает свобода действий и выбора.

2.нет страха быть обманутым и отвергнутым.

3.часто в одиночестве человек находит себя, путём анализа своей предыдущей жизни, своих взглядов, чувств.

Отрицательные моменты:

1. Человек, который не играет никаких социальных ролей, начинает считать себя никчемным, бесполезным для общества.

2. Развивается недоверие к людям. Срабатывает естественная защитная реакция организма и человек стремится к уединению.

3. Одиночество несет с собой только грусть, печаль, пустоту, отчаяние, тоску и разочарование.

Проблема одиночества является одной из актуальных проблем в социальной и духовной жизни современного общества, однако о природе одиночества, его сущности и причинах возникновения в современном обществе известно мало. Однако в действительности проблема одиночества существует реально. В настоящее время все большее количество людей испытывает это чувство в силу влияния кризиса современной российской культуры. Люди, страдающие, одиночеством со временем в определенной степени утрачивают позитивные человеческие качества и духовные ценности. Одиночество у них может переходить в хроническое состояние, которое приводит к психическим расстройствам, к деградации личности и, следовательно, деградации общества. Одиночество - это то, в чём нередко страшно признаться даже самому себе, о чём неловко, а иногда и неприлично, рассказать кому-то другому.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование проблемы одиночества пожилых инвалидов. Анализ организации и методов работы Центра социального обслуживания. Пути решения проблемы одиночества пожилых инвалидов при социальном обслуживании на дому. Помощь социального работника старым людям.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2015

    Изучение сущности проблемы одиночества людей пожилого возраста и определение возможности социальной работы в этом направлении. Виды и причины одиночества. Социальный статус пожилого человека. Социальная работа и социальная политика в отношении пожилых.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Одиночество пожилого человека – большая социальная проблема. Одиночество, наступающее в результате спада интеллектуальной и физической активности. Бремя забот, ложащееся на плечи пожилых женщин. Особенности одиночества у пожилых мужчин и женщин.

    презентация , добавлен 18.04.2011

    Брак как один из фундаментальных институтов общества. Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы. Что же такое одиночество. Формы и функции семьи. Одиночество как субъективное внутреннее переживание. Открытие внутреннего мира человека.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2009

    Понятие и принципы формирования духовных ценностей человека в современном мире, их роль и значение в структуре личности. Их основные виды: религия и искусство. Критерии оценки успешности человека и оценка их относительности: капитал, власть, одаренность.

    сочинение , добавлен 07.03.2015

    Изучение сущности одиночества, как социально-психологического состояния, характеризующегося узостью либо отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной невовлеченностью индивида. Эмоциональные состояния одинокого человека.

    реферат , добавлен 23.01.2016

    Ночные клубы как закрытые системы со специфическим механизмом функционирования, своей иерархией и системой ценностей. Знакомство с историей развития клубного досуга в России. Общая характеристика положительных и отрицательных сторон клубной жизни.

    реферат , добавлен 25.02.2016

    Особенности культуры аниме, история ее распространения в мире и России. Изучение мнения молодежи о положительных и отрицательных сторонах японской анимации, анализ ее влияния на жизнь поклонников. Выявление наиболее популярных жанров и персонажей аниме.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2014

    Процесс становления социального "Я". Концепция "обобщенного другого" Дж. Мида. Социализация как процесс раскрытия врожденных качеств человека. Основные механизмы социализации. Стремительное обновление условий жизни. Внутреннее освоение ценностей.

    реферат , добавлен 06.10.2013

    Средства массовой коммуникации (СМК) как социального института. Анализ влияния СМК на проявление преступного поведения среди несовершеннолетних. Психолого-педагогические особенности возможных проявлений преступного поведения в подростковом возрасте.