Задание 8 егэ по русскому языку. Алгоритмы выполнения заданий егэ по русскому языку

Задание 8 на ЕГЭ по русскому языку состоит в поиске слова с безударной проверяемой, непроверяемой или чередующейся гласной. Здесь проверяется умение подбирать проверочные слова, находить корни с чередованием и разбираться в особенностях их написания, а также знание слов, написание которых нужно запомнить.

Алгоритм выполнения задания

  • подберите проверочные слова (если это возможно);
  • проверьте наличие чередования в корне;
  • если невозможна проверка, слово словарное.

Написание слов с гласной, которую нельзя проверить, нужно заучивать. Слова, на которые стоит обратить внимание при подготовке к ЕГЭ по русскому языку:

Лиловый, конституционный, лелеять, критерий, экскаватор, пьедестал, косметология, ветеринар, ко варный, великолепный, резервуар, репетиция, реставрировать, реставрация, величие, ко мби не зон, поликлиника, ко мпо но вать, ка та строфа, инквизиция, досконально, контингент, календарь, де кла раци я, приоритет, при ми тивный, дисциплина, шедевр, вестибюль, дивизия, профориентация, ка рна вал, приве редливый, багровый, а но малия, сковорода, инте лли гентный, околдовать, а нта го низм, приоритет, делегация, перламутр, оригинал, а пелляци я, гастроном, де зе ртир, ко ри фей, торжество, ветеран, лорнет, симметричный, резиденция, кондуктор, озорник, профиль, тротуар, ре аби ли таци я, ва кансия, де фи ци т, корысть, ре ста врировать, экспе ри мент, но ста льгия, пе сси мист, ме це нат, агроном, бо йкот, а па рта менты, суверенитет, по ро лон, кампания, се рти фикат, винегрет, натюрморт, а ва нтюра, предва рительный, ва трушка, фломастер, ураганный, каталог, ижди венец, привилегированный, ка морка, акварель, оранжевый, пейзаж, ко нфорка, стадион, гарнизон, па ра докс, ме ри ди ан, конференция, мо ти вировать, на ва ждение, а пло ди сменты, процент, аккордеон, га ба риты, вереница, ли ноле ум, палисадник, нотариус, лаконизм, контрастный, фантазер, кобура, па но рама, инициалы, торпеда, обоняние, оптимист, а дво кат, сти пендия.

Способ проверки безударной гласной – подбор проверочного слова (его формы или однокоренное): акробатический – акробат, покаяние – каяться, обделенный – делит, настроение – настрой, щадящий – пощада, хожу – ходим, десна – дёсны, полила – полил.

Корни (чередующаяся гласная)

Гар-гор: под ударением пишется а, без ударения о – угар, угореть. НО пригарь, выгарки, изгарь;
Зар – зор: без ударения а, под ударением – что слышится – зарница, зорька. НО зоревать;
Клан – клон: без ударения о, под ударением – что слышится – раскланиваться, наклониться;
Твар – твор: без ударения о, под ударением – что слышится – творец, тварь. НО утварь.
Чит-чет, дир-дер, тир-тер, стил-стел, бир-бер, блист-блест, пир-пер, мир-мер, жиг-жег пишется и, если есть суффикс а: раздирать – раздерет. НО сочетать, сочетание, чета;
Кас-кос: а, если есть суффикс а – касательная, прикосновение;
А(я)-им(ин): пишется им (ин), если суффикс а – сжать, сжимать.
Лаг-лож: перед г – а, перед ж – о – слагаемое, сложение. НО полог;
Скак-скоч: перед к – а, перед ч – о – ускакать, выскочка. НО скачок, скачу, скачи, скачкообразный;
Раст-ращ-рос: перед с – о, перед ст и щ – а – растение, подрос. НО росток, отрасль, отраслевой, на вырост, Ростислав, Ростов, ростовщик.
Плав–плов: плов – в словах «пловец, пловчиха», плав – в остальных. НО плывуны;
Равн-ровн: равн – «подобный по размеру, качеству» – уравнять в возможностях, ровн – «гладкий» – разровнять. НО равнина, равнение, уровень, поровну, ровесник;
Мак-мок-моч: мак – «опускать в жидкость» – макать кисточку, мок, моч – «пропускать жидкость, быть мокрым» – отмокать.

Примеры заданий и их разбор

Пример 1

Определите слово, в котором пропущена: безударная проверяемая гласная корня

заб…рёт
вопл…щение
к…ртина
выч…тать

Пример 2

Определите слово, в котором пропущена: безударная непроверяемая гласная корня

пол…тический
исс…кать
выж…гать
г..ризонт

«Политический», «иссякать»: политика, иссякнуть. «Выжигать» – корень с чередованием -жиг. Ответ: «горизонт ».

Пример 3

Определите слово, в котором пропущена: безударная чередующаяся гласная корня

разд…рает
распор…диться
п…литра
р…скошный

«Роскошный», «распорядиться» проверяем: роскошь, распорядок, слово «палитра» проверить нельзя. Ответ: «раздирает » (-дир).

Практика 8

б..гаж зап..раются оф..рмлять в..новатый к..ридор

обж..гаться приг..ревшая просл..влять кр..стьянин ш..птаться

зат..мнённый выт..раться бл..стеть комп..тентный м..тафора

4. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

землетр..сение прим..рить (друзей) выск..чка при..ритет пол..мист

5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

доск..нально распол..житься осв..тить (лампой) прик..снуться д..тектив

6. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ст..рожить к..нфорка прим..рять (платье) несг..раемый эксп..нат

7. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

с..рдитый пл..вчиха эл..мент выт..равший пром..кашка

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

альм..нах д..ректива обог..щение распол..гаться пор..сль

9. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

вым..рать изд..лека к..соворотка г..ристая (местность) ор..гинальный

10. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прин..шение р..стительность к..вычки щ..бетать\ хр..нитель

11. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прил..гающийся ан..мальный обм..кнуть пож..леть р..сток

12. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

огл..шение б..ланс р..спублика к..талог приск..кать

13. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

уп..раться арт..ллерия прим..рять (друзей) бл..стательно подн..мающийся

14. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

см..родина пок..затель д..стоверный локом..тив заж..гательный

15. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

апл..дировать ук..ротить изл..жение д..ректор зад...рать

16. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

дор..гие к..сательная р..месленный заг..релый к..ридор

17. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обж..гание г..тический (стиль) возр..стание ор..ентир сг..ревший

18. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пон..мание р..стовщик л..кторий г..релка тр..умф

19. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р..зарий расст..лить предпол..гать ж..люзи юв..лир

20. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

г..ризонт пор..вну выт..реть к..медия к..собокий

21. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пож..леть дов..рять на..менование проп..гандистский обм..кнуть

22. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обозн..чение р..сток к..сательная б..ланс р..спублика

23. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..соворотка омр..чить в..хтёр прил..гающийся ан..мальный

24. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

вн..дрение уп..раться арт..ллерия огл..вление оп..рение

25. пределите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

г..релка прож..вающий тр..умф загр..ждение р..зарий

26. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пон..мание предл..жение р..стовщик л..кторий г..ризонт

27. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пор..вну выт..реть од..нарный п..лемика сч..талка

28. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

вызв..лить выр..стающий предст..вительный вл..стелин ор..ентир

29. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пок..рать к..саться к..мпаньон з..ря ск..чок

30. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

од..ревенелый к..собокий г..ревать пл..вчиха прим..рять (платье)

Урок посвящен разбору задания 8 ЕГЭ по информатике


8-я тема — «Программирование алгоритмов с циклами» — характеризуется, как задания базового уровня сложности, время выполнения – примерно 3 минуты, максимальный балл — 1

Алгоритмические структуры с циклами

В 8 задании ЕГЭ используются алгоритмические структуры с циклами. Рассмотрим их на примере языка Паскаль.

  • Для знакомства и повторения цикла While , .
  • Для знакомства и повторения цикла For , .

Сумма арифметической прогрессии

Формула для вычисления n -ого элемента арифметической прогрессии:

a n = a 1 + d(n-1)

n членов арифметической прогрессии:

  • a i
  • d – шаг (разность) последовательности.

Сумма геометрической прогрессии

Свойство геометрической прогрессии:

b n 2 = b n+1 * q n-1

Формула для вычисления знаменателя геометрической прогрессии:

\[ q = \frac {b_{n+1}}{b_n} \]

Формула для вычисления n -ого элемента геометрической прогрессии:

b n = b 1 * q n-1

Формула для вычисления знаменателя геометрической прогрессии:

Формула для вычисления суммы первых n членов геометрической прогрессии:

\[ S_{n} = \frac {b_1-b_{n}*q}{1-q} \]

\[ S_{n} = b_{1} * \frac {1-q^n}{1-q} \]

  • b i – i-ый элемент последовательности,
  • q – знаменатель последовательности.

Решение заданий 8 ЕГЭ по информатике

ЕГЭ по информатике 2017 задание ФИПИ вариант 15 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):

1 2 3 4 5 var k, s: integer ; begin s: = 512 ; k: = 0 ; while s

var k,s:integer; begin s:=512; k:=0; while s


✍ Решение:
  • В цикле k увеличивается на единицу (k — счетчик ). Соответственно, k будет равно количеству итераций (повторов) цикла. После завершения работы цикла k выводится на экран, т.е. это и есть результат работы программы.
  • В цикле s увеличивается на 64 . Для простоты расчетов возьмем начальное s не 512 , а 0 . Тогда условие цикла поменяется на s < 1536 (2048 — 512 = 1536):
s:=0; k:=0; while s < 1536 do begin ...
  • Цикл будет выполняться пока s<1536 , а s увеличивается на 64 , отсюда следует что итераций цикла (шагов) будет:
1536 / 64 = 24
  • Соответственно, k = 24 .

Результат: 24

Для более детального разбора предлагаем посмотреть видео решения данного 8 задания ЕГЭ по информатике:

10 Тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ по информатике 2017, задание 8, вариант 1 (Ушаков Д.М.):

Определите, что будет напечатано в результате выполнения следующего фрагмента программы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 var k, s: integer ; begin k: = 1024 ; s: = 50 ; while s> 30 do begin s: = s- 4 ; k: = k div 2 ; end ; write (k) end .

var k,s: integer; begin k:=1024; s:=50; while s>30 do begin s:=s-4; k:=k div 2; end; write(k) end.


✍ Решение:

Результат: 32

Подробное решение смотрите на видео:

ЕГЭ 8.3:

При каком наименьшем целом введенном числе d после выполнения программы будет напечатано число 192 ?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 var k, s, d: integer ; begin readln (d) ; s: = 0 ; k: = 0 ; while k < 200 do begin s: = s+ 64 ; k: = k+ d; end ; write (s) ; end .

var k,s,d: integer; begin readln (d); s:=0; k:=0; while k < 200 do begin s:=s+64; k:=k+d; end; write(s); end.


✍ Решение:

Рассмотрим алгоритм программы:

  • Цикл зависит от переменной k , которая каждую итерацию цикла увеличивается на значение d (вводимое). Цикл закончит «работу», когда k сравняется с 200 или превысит его (k >= 200 ).
  • Результатом программы является вывод значения переменной s . В цикле s увеличивается на 64 .
  • Так как по заданию необходимо, чтобы вывелось число 192 , то число повторов цикла определим так:
64 * x = 192 число повторов: x = 192 / 64 = 3
  • Так как в цикле k увеличивается на значение d , а повторов цикла 3 (при этом цикл завершается при k>=200 ), составим уравнение:
3 * d = 200 d = 200/3 ~ 66,66
  • Поскольку число получилось нецелое, то проверим и 66 и 67 . Если мы возьмем 66 , то:
66 + 66 + 66 = 198 (< 200)

т.е. цикл после трех прохождений еще продолжит работу, что нам не подходит.

  • Для 67 :
67 + 67 + 67 = 201 (>200)
  • Данное число 67 нас устраивает, оно наименьшее из возможных, что и требуется по заданию.

Результат: 67

Разбор задания смотрите на видео:

ЕГЭ по информатике задание 8.4 (источник: вариант 3, К. Поляков)

Определите, что будет напечатано в результате работы следующего фрагмента программы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 var k, s: integer ; begin s: = 3 ; k: = 1 ; while k < 25 do begin s: = s+ k; k: = k+ 2 ; end ; write (s) ; end .

var k, s: integer; begin s:=3; k:=1; while k < 25 do begin s:=s+k; k:=k+2; end; write(s); end.


✍ Решение:

Разберем листинг программы:

  • Результатом программы является вывод значения s .
  • В цикле s меняется, увеличиваясь на k , при начальном значении s = 3 .
  • Цикл зависит от k . Выполнение цикла завершится при k >= 25 . Начальное значение k = 1 .
  • В цикле k постоянно увеличивается на 2 -> значит, можно найти количество итераций цикла.
  • Количество итераций цикла равно:
n = 25 / 2 ~ 12

(т.к. k изначально равнялось 1 , то в последнее, 12-е прохождение цикла, k = 25 ; условие цикла ложно)

  • В s накапливается сумма арифметической прогрессии, последовательность элементов которой удобней начать с 0 (а не с 3 , как в программе). Поэтому представим, что в начале программы s = 0 . Но при этом не забудем, что в конце необходимо будет к результату прибавить 3!
s:=0 ; k:=1; while k < 25 do begin ...
  • Тогда арифметическая прогрессия будет выглядеть:
1 + 3 + 5 + 7 ... количество членов прогрессии - 12, т.к. 12 итераций цикла
  • Существует формула вычисления суммы арифметической прогрессии:

s = ((2 * a1 + d * (n — 1)) / 2) * n

где a1 — первый член прогрессии,
d — разность,
n — количество членов прогрессии (в нашем случае — кол-во итераций цикла)

  • Подставим значения в формулу:
(2 * 1 + 2 * 11) / 2 * 12 = 144
  • Не забудем, что мы к результату должны прибавить 3 :
144+3 = 147
  • Это и есть значение s , которое выводится в результате работы программы.

Результат: 147

Решение данного задания ЕГЭ по информатике видео:

ЕГЭ по информатике задание 8.5 (источник: вариант 36, К. Поляков)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 var s, n: integer ; begin s : = 0 ; n : = 0 ; while 2 * s* s < 123 do begin s : = s + 1 ; n : = n + 2 end ; writeln (n) end .

var s, n: integer; begin s:= 0; n:= 0; while 2*s*s < 123 do begin s:= s + 1; n:= n + 2 end; writeln(n) end.


✍ Решение:

Разберем листинг программы:

  • В цикле переменная s постоянно увеличивается на единицу (работает как счетчик), а переменная n в цикле увеличивается на 2 .
  • В результате работы программы на экран выводится значение n .
  • Цикл зависит от s , причем работа цикла завершится когда 2 * s 2 >= 123 .
  • Необходимо определить количество прохождений цикла (итераций цикла): для этого определим такое наименьшее возможное s , чтобы 2 * s 2 >= 123 :
1 шаг: s = 2*1 2 =2 2 шаг: s = 2*2 2 =8 3 шаг: s = 2*3 2 =18 ... 7 шаг: s = 2*7 2 =98 (меньше 123, т.е. цикл еще работает) 8 шаг: s = 2*8 2 =128 (больше 123, цикл не работает!)

Либо просто нужно было бы найти такое наименьшее возможное четное число >= 123, которое при делении на 2 возвращало бы вычисляемый корень числа:

S=124/2 = √62 - не подходит! s=126/2 = √63 - не подходит! s=128/2 = √64 = 8 - подходит!

  • Таким образом, программа выполнит 8 итераций цикла.
  • Определим n , которая увеличивается каждый шаг цикла на 2 , значит:
n = 2 * 8 = 16

Результат: 16

Видео данного задания ЕГЭ доступно здесь:

ЕГЭ по информатике задание 8.6 (источник: вариант 37, К. Поляков со ссылкой на О.В. Гасанова)

Запишите через запятую наименьшее и наибольшее значение числа d , которое нужно ввести, чтобы после выполнения программы было напечатано 153 ?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 var n, s, d: integer ; begin readln (d) ; n : = 33 ; s : = 4 ; while s < = 1725 do begin s : = s + d; n : = n + 8 end ; write (n) end .

var n, s, d: integer; begin readln(d); n:= 33; s:= 4; while s <= 1725 do begin s:= s + d; n:= n + 8 end; write(n) end.


✍ Решение:

Разберем листинг программы:

  • Цикл программы зависит от значения переменной s , которая в цикле постоянно увеличивается на значение d (d вводится пользователем в начале программы).
  • Кроме того, в цикле переменная n увеличивается на 8 . Значение переменной n выводится на экран в конце программы, т.е. по заданию n к концу программы должно n = 153 .
  • Необходимо определить количество итераций цикла (прохождений). Так как начальное значение n = 33 , а в конце оно должно стать 153 , в цикле увеличиваясь на 8 , то сколько раз 8 «поместится» в 120 (153 — 33)? :
120 / 8 = 15 раз (количество итераций цикла)
  • Как мы определили, цикл зависит от s , которая в начале программы s = 4 . Для простоты работы примем, что s = 0 , тогда изменим и условие цикла: вместо s <= 1725 сделаем s <= 1721 (1725-1721)
... s:= 0; while s <= 1721 do begin ...
  • Найдем d . Так как цикл выполняется 15 раз, то необходимо найти такое целое число, которое при умножении на 15 возвращало бы число большее 1721 :
1721 / 15 = 114,733 - не целое, не подходит 1722 / 15 = 114,8 - не целое, не подходит... берем кратное 5: 1725 / 15 = 115 - целое, подходит!
  • 115 — это наименьшее d при котором n станет равным 153 (за 15 шагов цикла).
  • Найдем наибольшее d . Для этого надо найти такое число, которое соответствует неравенствам:
14 * d <= 1721 при этом: 15 * d > 1721
  • Найдем:
14 * 122 = 1708 (<=1721) 15 * 122 = 1830 (>1721)
  • Наибольшее d=122

Результат: 115, 122

Смотрите видео данного 8 задания ЕГЭ:

8 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:

Запишите число, которое будет напечатано в результате выполнения следующей программы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 var s, n: integer ; begin s : = 260 ; n : = 0 ; while s > 0 do begin s : = s - 15 ; n : = n + 2 end ; writeln (n) end .

var s, n: integer; begin s:= 260; n:= 0; while s > 0 do begin s:= s - 15; n:= n + 2 end; writeln(n) end.


✍ Решение:
    Рассмотрим алгоритм:
  • Цикл зависит от значения переменной s , которая изначально равна 260 . В цикле переменная s постоянно меняет свое значение, уменьшаясь на 15 .
  • Цикл завершит свою работу когда s <= 0 . Значит, необходимо посчитать сколько чисел 15 «войдет» в число 260 , иными словами:
260 / 15 ~ 17,333...
  • Эта цифра должна соответствовать количеству шагов (итераций) цикла. Так как условие цикла строгое — s > 0 , то увеличим полученное число на единицу:
17 + 1 = 18 итераций цикла Проверим: 17 * 15 = 255 (< 260) 18 * 15 = 270 (> 260)
  • Проверим на более простом примере. Допустим, изначально s=32 . Два прохождения цикла даст нам s = 32/15 = 2,133.. . Число 2 больше 0 , соответственно, цикл будет работать еще третий раз.
  • В результате работы программа распечатывает значение переменной n (искомый результат). В цикле переменная n , изначально равная 0 , увеличивается на 2 . Так как цикл включает 18 итераций, то имеем:
n = 18 * 2 = 36

Результат: 36

Подробное решение данного 8 задания из демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:

Решение 8 задания ЕГЭ по информатике (контрольный вариант № 2 экзаменационной работы 2018 года, С.С. Крылов, Д.М. Ушаков):

Определите, что будет напечатано в результате выполнения программы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 var s, i: integer ; begin i : = 1 ; s : = 105 ; while s > 5 do begin s : = s - 2 ; i : = i + 1 end ; writeln (i) end .

var s, i: integer; begin i:= 1; s:= 105; while s > 5 do begin s:= s - 2; i:= i + 1 end; writeln(i) end.


✍ Решение:
  • Рассмотрим алгоритм. Цикл зависит от переменной s , которая уменьшается каждую итерацию цикла на 2 .
  • В цикле также присутствует счетчик — переменная i , которая увеличится на единицу ровно столько раз, сколько итераций (проходов) цикла. Т.е. в результате выполнения программы распечатается значение, равное количеству итераций цикла.
  • Поскольку условие цикла зависит от s , нам необходимо посчитать, сколько раз сможет s уменьшиться на 2 в цикле. Для удобства подсчета изменим условие цикла на while s > 0 ; так как мы s уменьшили на 5 , соответственно, изменим и 4-ю строку на s:=100 (105-5):
... s:= 100; while s > 0 do begin ...
  • Для того чтобы посчитать, сколько раз выполнится цикл, необходимо 100 разделить на 2 , т.к. s каждый шаг цикла уменьшается на 2: 100 / 2 = 50 -> количество итераций цикла
  • В 3-й строке видим, что начальным значением i является 1 , т.е. в первую итерацию цикла i = 2 . Значит, нам необходимо к результату (50) прибавить 1 .
  • 50 + 1 = 51
  • Это значение и будет выведено на экран.

Результат: 51

Решение 8 задания ЕГЭ по информатике 2018 (диагностический вариант экзаменационной работы 2018 года, С.С. Крылов, Д.М. Ушаков, Тренажер ЕГЭ):

Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы. Ответ запишите в виде целого числа.

1 2 3 4 5 6 7 a: =- 5 ; c: = 1024 ; while a< > 0 do begin c: = c div 2 ; a: = a+ 1 end ;

a:=-5; c:=1024; while a<>0 do begin c:=c div 2; a:=a+1 end;1000 do begin s : = s + n; n : = n * 2 end ; write (s) end .

var n, s: integer; begin n:= 1; s:= 0; while n <= 1000 do begin s:= s + n; n:= n * 2 end; write(s) end.


✍ Решение:

    Рассмотрим алгоритм:

  • Условие цикла зависит от переменной n , которая изменяется в цикле согласно получению степеней двойки:
1 2 4 8 16 32 64 128 256 512 1024
  • Когда переменная n принимает значение 1024 (11-й шаг цикла), условие цикла становится ложным и цикл перестает работать. На экран выводится значение s.
  • Переменная s — это сумма элементов геометрической прогрессии, т.к. в ней аккумулируются значения n

    Запишите число, которое будет напечатано в результате выполнения следующей программы:

    Паскаль:

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 var s, n: integer ; begin s : = 522 ; n : = 400 ; while s - n > 0 do begin s : = s - 20 ; n : = n - 15 end ; write (s) end .

    var s, n: integer; begin s:= 522; n:= 400; while s - n > 0 do begin s:= s - 20; n:= n - 15 end; write(s) end.


    ✍ Решение:
    • В алгоритме присутствует цикл. Для того, чтобы разобраться в алгоритме, выполним трассировку начальных итераций цикла:
    • Видим, что в условии разница между значениями составляет 5 :
    122 - 117 = 5 117 - 112 = 5 ...
  • Таким образом, чтобы определить количество итераций (шагов) цикла, необходимо значение условия цикла, полученное в первой итерации, разделить на 5 :
  • 122 / 5 = 24,4 24 * 5 = 120 (120 + 2 = 122)

    Это значит, что на 24-й итерации цикла переменные s и n получили такие значения, после которых условие еще осталось истинным: 2 > 0. На 25-м шаге выполняется это условие:

  • В конце выполнения 25-й итерации, получаем условие для 26-й итерации:
  • 25 * 5 = 125 (125 - 3 = 122)
  • Значит, всего в цикле присутствует 25 итераций , в каждой из которых s уменьшается на 20 . Посчитаем, на сколько уменьшится значение s в общем:
  • 25 * 20 = 500 (за 25 итераций) 522 - 500 = 22 (вычитаем из исходных данных)

    Результат: 22

    Предлагаем посмотреть видео решения задания:

    Вариант 1

    1. За-да-ние 8

    2. За-да-ние 8

    3. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    4. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная че-ре-ду-ю-ща-я-ся глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    5. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    6. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    7. За-да-ние 8

    8. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    10. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    Вариант 2

    1. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    стаб..ли-за-ция пров.. кация несг...ра-е-мый пол..гать

    зам..реть (от не-ожи-дан-но-сти)

    2. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная че-ре-ду-ю-ща-я-ся глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    раскр..снеть-ся пр..тен-зия предл..гать прим..рение уб..ди-тель-но

    3. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    б..рёза з..рница обж..гать к..ммер-сант сож..леть

    4. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная че-ре-ду-ю-ща-я-ся глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    эк..логия г..мна-зист нач..на-ю-щий с.мпа-тия эт..кетка

    5. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    н..жней-ший эт..кетка утр..мбо-вать инт..ллек-ту-аль-ный з..рница

    6. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    нак..рмить б..рлога соб..рать-ся тра-диц..онный ап..лля-ция

    7. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-вер-не-мая глас-ная корня.

    зат.. мнённый выт.. рать-ся бл.. стеть комп.. тент-ность р.. шение

    8. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    изгот..вле-ние ф..ло-ло-гия расст..лать пол..жение опр..де-лить

    10. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

    в..рхо-вье орнам..нт отб..рает к..снул-ся выр..ста-ю-щий

    Восьмое задание ЕГЭ по Русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти слово, в котором пропущена определенная гласная – или проверяемая, или непроверяемая, или чередующаяся. Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах восьмого задания ЕГЭ.

    Теория к заданию №8 ЕГЭ по русскому языку

    • проверяемая безударная гласная

    Это – самый легкий вариант; для ее определения нужно подобрать такую форму слова, в которой гласная окажется под ударением. Например, «примирять», «хвастун», «зачерствевший» проверяются словами «мир», «хвастаться», «чёрствый». Иногда по слову без гласной сложно определить его значение, например «ув…дать» можно понять и как «увидать», и как «увядать». Это учтено при разработке заданий экзамена: подобные слова приводятся в контекстном словосочетании.

    Корней с чередованием в русском языке не так много, можно их просто запомнить. В данной таблице приведены чередующиеся гласные в корне слова и правила их употребления. Однако нужно запомнить отсутствующие в ней исключения: притвориться, озарять, сочетать, уровень, поровну, ровесник, скачкообразный.

    • непроверяемая безударная гласная

    Приводим таблицу, слова из которой чаще всего встречаются на экзамене.

    А авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция
    Б багаж, бойкот
    В вакансия, великолепный, ветеринар, винегрет
    Г габариты, гарнизон, горизонт
    Д дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально
    И игнорировать, иждивенец, интеллигентный, инквизиция
    К кавычки, каламбур, календарь, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конституционный, конфорка, корифей, косметология, критерий
    Л лелеять
    М меридиан, меценат, мотивация
    Н наваждение, ностальгия
    О оригинальный
    П палисадник, панорама, парадокс, пессимист, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, пьедестал
    Р реабилитация, регламент, резиденция, репетиция, реставрировать
    С семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет
    У утрамбовать
    Ф факультет, филармония, фестиваль
    Ш шоколад, шовинизм, шоссе, шествовать
    Э экипаж, экспонат, эксперимент, экскаватор, элемент, эксплуатация, экстремальный, экспедиция, эрудиция

    Алгоритм выполнения задания

    1. Внимательно читаем задание, вспоминаем правило (чередование гласных в корне слова, проверяемые гласные в корне слова, непроверяемые гласные в корне слова).
    2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово, определяем правило, на котором основано написание каждого слова.
    3. Находим нужное слово, записываем его, вставляя пропущенную букву. Записываем ответ.

    Разбор типовых вариантов задания №8 ЕГЭ по русскому языку

    Восьмое задание демонстрационного варианта 2018

    1. м..ценат
    2. см..риться
    3. г..ристая (местность)
    4. взр..стить
    5. комп..нент
    Алгоритм выполнения:
    1. меценат смириться – проверяемая гласная в корне слова (смИрный); гористая (местность) – проверяемая гласная в корне слова (гОры); компонент
    2. Взрастить – слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня (корни раст – рос). Пишем на месте пропуска букву А , так как после нее идут согласные СТ .

    Ответ: взрастить

    Первый вариант задания

    Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    1. эксп…диция
    2. водор…сли
    3. к…лендарь
    4. к…шачий
    5. пост…лить
    Алгоритм выполнения:
    1. Безударная проверяемая гласная – гласная, которую можно проверить, изменив слово и поставив ее под ударение: горА – гОры .
    2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: экспедиция, календарь – нужно запомнить (непроверяемая гласная в корне слова); водоросли, постелить – имеют чередующуюся гласную в корне.
    3. Кошачий – слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная. Подбираем проверочное слово, где гласная окажется под ударением: кОшка .

    Ответ: кошачий

    Второй вариант задания

    Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    1. в..рсистый
    2. ав..нтюра
    3. г..ревать
    4. прин..мать
    5. адв..кат
    Алгоритм выполнения:
    1. Корни с чередованием гласных: бер – бир, кас – кос, лаг – лож и др.
    2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: ворсистый – проверочная гласная – проверочное слово вОрс ; авантюра – непроверяемая гласная в корне слова (нужно запомнить написание); горевать – проверяемая гласная в корне слова (гОре). Чередование «гор/гар» встречается в таких словах, как «загар, горелый, гореть, пригорать, огарок ». Адвокат – непроверяемая гласная в корне слова (нужно запомнить).
    3. Принимать – слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня (чередование ня/ним) : принять – принимать .

    Ответ: принимать

    Третий вариант задания

    Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    1. оп..сание
    2. л…леять
    3. вытв..рять
    4. развл..чение
    5. выч..слять
    Алгоритм выполнения:
    1. Непроверяемая гласная в корне слова – гласная, правописание которой нужно запомнить (например: винегрет ).
    2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: описание – проверяемая гласная в корне слова (проверочное слово пИшем ); вытворять – чередующаяся гласная в корне слова (творчество – утварь); развлечение – проверяемая гласная, проверочное слово развлЕчься ; вычислять – проверяемая гласная в корне слова, проверочное слово чИсла .
    3. Лелеять – слово с непроверяемой гласной в корне, его правописание нужно запомнить.